Isagogy. Old Testament

3. В чем заключается их богословие и как это отразилось на книгах?

4. Как именуются в еврейской Библии 1-2 Кн. Паралипоменон и когда они были написаны?

5. Каков характер 1-2 Кн. Паралипоменон и как их автор смотрит на ветхозаветную историю?

6. В чем сущность сказания о Соломоне?

7. При каких обстоятельствах получил он власть?

8. Что говорит Библия об источнике мудрости Соломона?

9. Каковы основные черты его царствования?

10. Когда был построен Храм и кто участвовал в его сооружении?

11. На какие части он делился?

12. В чем отличие библейского понимания храма от языческого?

13. Что означала космическая символика Храма?

14. Что представляло собой Святое Святых?

15. Кто мог входить в Храм и где приносились жертвы?

16. Какими событиями в литературной жизни отмечено правление Соломона?

17. Кто такие соферы?

18. Что такое ветхозаветная притча («машал»)?

19. О чем трактуют изречения Кн. Притчей?

20. В чем религиозный смысл этой книги?

21. Почему многие Учительные книги Библии названы Соломоновыми?

22. В чем заключался грех Соломона и каковы были его последствия?

Приложение: Некоторые параллели между Книгой Притчей и египетской мудростью

Наиболее яркий пример родства между библейскими и египетскими афоризмами дает сравнение Кн. Притчей и Поучений Аменемопе. Ученые не пришли к единому взгляду на то, какая книга возникла раньше. Но египетский текст был написан, видимо, не позже Х в. до Р.Х.

Книга Притчей Поучение Аменемопе Приклони ухо твое, и слушай слова мудрые, и сердце твое обрати к моему знанию, потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем Приклони ухо, внимай сказанному, обратись, чтобы истолковать это, полезно закрепить это в твоей голове 22,17-18 3/9-16 Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою Не братайся с вспыльчивым, не приближайся к нему для разговора… пусть он не завлечет тебя и не набросит петли на тебя 22,24-25 11/13, 11/17 Не заботься о том, чтобы нажить богатство, оставь такие мысли твои. Устреми глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу Не тщись найти выгоду, чтобы обеспечить свои потребности. Если ты приобрел богатства грабежом, они не проведут ночи с тобой; на рассвете они уже вне дома твоего, их место можно узреть, но их уж нет… они сделали себе крылья, как гуси, и улетели к небу 23,4-5 9/14-19, 10/4 (пер. М. А. Коростовцева)

§31 Распад израильской империи (3Цар 12-14; 2Цар 10-12)

1. Причины разделения. Уже в правление Соломона угроза единству его державы стала вполне реальной. Только силой царю удалось подавить зреющее недовольство, но его причины были слишком серьезными, чтобы целостность царства сохранилась после смерти Соломона. Важнейшими из этих причин был следующие:

а) Сепаратизм северных колен лишь с трудом сдерживался Давидом и его сыном. Фактически власть Иерусалима над всем Израилем была очень непрочной. Приоритет колена Иудина, к которому принадлежала династия, вызывал дух соперничества в области Ефрема и соседних с ним колен. На севере сложились собственные традиции, восходящие к глубокой древности. Север знал свои предания, своих героев, которыми гордился (Иисус Навин, Девора, Гедеон, Самсон, Самуил и др.). Иудея же была гористой окраиной станы, до сих пор ничем не проявившей себя.

б) Если Давид — победитель филистимлян — еще смог поднять авторитет Иуды, то деспотическое правление Соломона (особенно в последние годы) и обременительные повинности, введенные им, породили ряд восстаний.

в) Уступки Соломона язычеству вооружили против него пророков во главе с Ахией Силомским. Ахия поддерживал притязания Иеровоама, царского чиновника, который составил заговор против Соломона. Пока царь был жив, Иеровоам скрывался в Египте, а в 931 году вновь появился в Израиле.