Isagogy. Old Testament

Вопросы для повторения

1. Как изображен Мессия в 1-м гимне о Служителе?

2. Каковы особенности образа Служителя во 2-м гимне?

3. О чем говорит 3-й гимн о Служителе?

4. В чьи уста вложено свидетельство о страждущем Служителе в 4-м гимне?

5. Почему Он казался умаленным перед людьми?

6. В чем смысл добровольного подвига Мессии?

7. Чем характеризуется учение Второисайи о Боге?

8. В чем выражена его полемика против дуализма?

9. Как понимать слова, что от Бога и мир и бедствие?

10. Какую роль призван играть Кир в св. истории спасения?

11. Как изображает пророк начало мессианского Царства?

12. Кого прообразует голос, звучащий в пустыне?

13. Что отвечал пророк малодушным?

14. Как изображено вселенское Царство Мессии у пророка?

§17 Конец Плена. Пророки времен построения Второго Храма (538-515 года)

1. Кн. Ездры[33]. О возвращении иудеев из Плена повествует главным образом каноническая 1 Кн. Ездры (евр. Эзры). В синодальных изданиях Библии она помещается непосредственно за книгами Паралипоменон и по содержанию является их продолжением. Первоначально 1 Ездры составляла одно целое с Кн. Неемии. Начало 1 Ездры совпадает с концом 2 Паралипоменон. Их язык, стиль и учение настолько близки, что среди экзегетов прочно установилось мнение об одном составителе всех трех книг. Его принято называть Хронистом, и время его жизни относят обычно к концу IV века до Р.Х. (см. т. 1, §30).

Хронист начинает с родословной, ведущей от Адама, и кончает формированием строя ветхозаветной Церкви при Ездре и Неемии (V в.). В основу книг Ездры-Неемии легли подлинные документы (в частности, записи самих Ездры и Неемии). Богословие книг то же, что и в Паралипоменоне (см. т. 1, §30). Их цель — показать становление народа Божия как религиозной Общины — Церкви.

2. Возвращение. Проповедь Второисайи и других ревнителей нового исхода пробудила у многих иудеев горячее желание вернуться на родину. Царь Кир дал им соответствующее разрешение, которое документально записано в 1 Ездр 1,2-4. Число репатриантов, указанное Кн. Ездры (более 42 тысяч), вероятно, охватывает всех, кто покинул Вавилон. Таких караванов за сто лет было пять. Первыми отправились бедняки, священники и энтузиасты, во главе с князем Шешбацаром (ок. 537 г.). Вслед за ним вышли переселенцы, ведомые другим князем — Зоровавелем.

Радость возвращения, исполненного надежд, отражена в псалмах 65, 106, 123, 125, 128. Пс 125 начинается словами:

Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне. Тогда уста наши были полны веселия, и язык наш — пения.