Isagogy. Old Testament

Песнь эта читается в Церкви в числе паремий Великой Субботы как пророчество о торжестве Славы Господней над силами тьмы[45].

7. Земные царства и Царство Сына Человеческого (Дан 7). Образы, символы и аллегории апокалиптической, второй части книги призваны изобразить внутреннюю сущность событий, происходящих в мировой истории. Она представлена как двусторонний процесс. Приближение Царства Божия связано с возрастанием зла, которое обозначено бурными ветрами, дующими с четырех концов земли (Дан 7,2).

Пророк видит, как из морской бездны выходят четыре чудовищные существа, напоминающие изваяния в халдейских и персидских дворцах. Их неестественный облик, в котором смешаны черты разных животных, указывает на враждебность греха мировому Божиему порядку:

первый зверь — Ассиро-Вавилонская держава;

второй — Персидская;

третий — Македонская; его четыре крыла означают четырех Диадохов, преемников Александра: Птолемея, Селевка, Филиппа, Антигона (см. бл. Иероним. Толк. на пр. Даниила);

четвертое чудовище, не похожее на прочих, — монархия Селевкидов, которые владели лишь частью наследия Александра. Рога чудовища — цари этой династии. Пророк говорит «о нечестивом Антиохе потому, что он есть тот малый рог, который вытеснил три прежних рога» (свт. Иоанн Златоуст. Обозрение книг Ветхого Завета. Творения, т. VI, с.689). Этот образ царя-богохульника обрисован теми же чертами, как и Антихрист в Апокалипсисе Иоанна (Откр 13).

Четыре империи предстают перед Судом Божиим. Бог явлен в видении в образе Старца, «Ветхого днями», что указывает на вечность Творца, пребывающего над быстротечным миром и историей. Хулитель сокрушен силой Божией, а хищные монархии оставлены «только на время и на срок» (7,9-12), до того дня, когда в облаке небесной Славы сойдет Победитель и положит им конец:

Видел я в ночных видениях, Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, Дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И ЕМУ ДАНА ВЛАСТЬ, СЛАВА И ЦАРСТВО, ЧТОБЫ ВСЕ НАРОДЫ, ПЛЕМЕНА И ЯЗЫКИ СЛУЖИЛИ ЕМУ; Владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, И Царство Его не разрушится. (Дан 7,13-14)

Слова «Сын Человеческий» (арам. Бар-ен`аш) означают просто смертного. Но в данном пророчестве говорится не об обычном человеке. Это Существо, грядущее среди облаков Славы. Оно превосходит всех земнородных. В то же время Его человеческий облик указывает на отличие Его Царства от звериных империй.

Ангел поясняет видение Даниилу: Сын Человеческий есть и «святые Всевышнего» (7,18) и Сам Мессия. В Нем соединились Небо и земля, Личность Искупителя и Его Церковь.

Из всех наименований Помазанника Христос Спаситель предпочитал Даниилово: Сын Человеческий (Мф 26,24).

8. Борьба империй и срок испытаний (Дан 8). Видение в главе 8 имеет более конкретный характер. Оно касается событий, прошедших с времен Александра до Антиоха Епифана. Разъясняет его пророку ангел Гавриил, явления которого связаны с мессианской тайной (ср. Лк 1,26). Цель пророчества — утешить скорбящих в дни гонений, предсказать им срок испытаний.

Овен в видении означает державу персов, которые завладели многими странами от Малой Азии до Индии (см. 8,20). С ним сражается козел — греческий мир (рог между его глазами — Александр Македонский; 8,21). Победа козла над овном — указание на разгром Александром Персидской державы в 333 году. Через десять лет Александр умер («сломился большой рог и на место его вышли четыре», 8,8). Ему наследовали четыре преемника — Диадохи. От одного из них (Селевка) «вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране[46]. И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего[47], и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (8,9-11).