Isagogy. Old Testament

Первая фаза — округленно 49 лет (7 седмин), длится от Плена (587 г.) до освобождения (538 г.), согласно Даниилу, «до Христа владыки». «Христос владыка» (евр. Машиах нагид — помазанный вождь) — не Иисус Христос, а первосвященник Иисус (Зах 3) или царь Кир (Ис 45,1).

Вторая фаза — округленно 434 года (62 седмины), длится до смерти некоего помазанника (синод. текст «Христа»), под которым разумеется первосвященник Ония III (ум. 171 г.). Разрушение святилища «народом вождя» означает гонение Антиоха. Последняя семидесятая седмина — время бедствий (175-163 гг.). Половина седмины (3,5 г., см. Дан 7,25; 8,14; 12,7,11-12) начинается с 167 года, когда в Храме царит «мерзость запустения» (ср. 1 Макк 1,54; Дан 11,31; 12,11), и длится 1290 дней. Христос Спаситель обозначал этим словом поругание святыни язычниками (Мк 13,14).

В Данииловых седминах мы находим, по словам прот. А. Князева, «ту же схему истории, что проходит через всю книгу: 4 звериных царства, которые должны сменить друг друга до наступления Царства Сына Человеческого:

7 первых седмин Нововавилонская империя золотая голова истукана (Дан 2) 62 седмины Персидская империя, Александр и Диадохи серебряная грудь и чрево из меди 70-ая седмина Антиох Епифан и его гонения, прообраз Антихриста ноги истукана из железа и глины Конец беззакония и явление Царства вечной правды Царство Божие нерукотворный камень, который разбивает истукана и наполняет всю землю.

История, совершая то, что произошло от начала Плена до Антиоха Епифана и Христа, прообразует то, что имеет совершиться в мире от начала Церкви до второго пришествия».

10. Эсхатологическая битва. Воскресение мертвых (Дан 10-11). В видении глав 10-11 указывается на участие в судьбах народов бесплотных сил — светлых и падших. Ангелам предназначено блюсти все народы. Они именуются «князьями народов». Но не все ангелы выполнили свое призвание. Так «князь царства Персидского» (10,13-14) сам пал и соблазнил персов духом властолюбия (ср. Иез 28). Михаил — ангел-хранитель ветхозаветной Церкви. Он борется с врагом Божиим. В Новом Завете он — победитель Антихриста и сатаны (Откр 12,7).

Ангел же открывает Даниилу судьбы народа Божия. В прикровенных образах (гл. 11) проходят перед пророком цари и события от времен Александра до Антиоха и «мерзости запустения» (см. приложение). Завершается пророчество картиной эсхатологической битвы. Крушение гонителя есть прообраз крушения царства Антихриста. Взор пророка устремляется уже за грань истории:

И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут опять, как светила на тверди, и обратившие многие к правде — как звезды, вовеки, навсегда. (12,2-3)

В эпилоге книги пророку еще раз дается указание сроков. Период гонений вновь определяется в 3,5 года — таков смысл слова «время, времена и полувремя» (12,7-12).

Итак, в Кн. Даниила мы находим два аспекта пророческого в`идения. Один касается драматических событий времени Маккавеев, а другой — возвещает вселенскую и конечную победу Божию над силами тьмы.

Вопросы для повторения

1. Что указывает на время написания Кн. пр. Даниила?

2. К какой эпохе относит ее современная библеистика?

3. Какова композиция книги?