Lessons of the Law of God for Children

Молитва вечерняя

З. В утренней молитве мы обещаем делать хорошие Божии дела, но никогда не можем удержаться от грехов: каждый день в чем-нибудь грешим. Грешим мы перед людьми тем, что обижаем их, бранимся с людьми, грешим и перед Богом тем, что живем не по-Божьи. Плохо, когда люди сердятся на нас или мы сердимся на людей. Гораздо лучше жить с людьми мирно. Если мы людей обидели, то нам нужно попросить у них прощения. Бог выше всех людей, поэтому у Бога нужно просить прощения за всякий грех. Мы грешим каждый день, значит и просить прощения нужно каждый день. Вечером надо подумать, что мы согрешили за день, и попросить у Бога прощения в грехах. Что делать мы обещаем в утренней молитве? Что делаем на самом деле? Чем мы грешим перед людьми и перед Богом? Что нужно сделать, если мы согрешим перед людьми? Когда нужно просить прощения у Бога? Мы каждый день грешим, и грехи бывают у нас разные. Мы бранимся с людьми, ругаемся нехорошими словами; тогда мы грешим словом. Во время брани люди часто начинают драться. Когда мы деремся, то грешим делом. Кроме драки есть еще и другие грехи делом. Например, когда люди воруют друг у друга, портят чужое добро по озорству. Когда люди разбранятся между собой, то начинают сердиться и думают, чем бы досадить друг другу. Когда человек думает, как обидеть другого человека, то он грешит своей мыслью или, по-другому, помышлением. Когда мы грешим словом? Когда - делом? помышлением? В чем мы за день согрешили, в том нам и надо просить прощения у Господа Бога. Если мы усердно будем молиться, то Бог простит нам, потому что Он добрый и любит людей. Как по-славянски сказать «добрый»? «Любит людей»?[2] Мы так и просим в особой вечерней молитве: Господи, Боже… прости ми[3]. Заучим эти слова. Кому мы молимся в этой молитве? Как называем Бога? О чем Его просим? Почему надеемся, что Бог простит наши грехи? Много мы грешим каждый день. Про свои грехи нам забывать не надо, а нужно каждый вечер вспоминать, в чем мы согрешили. На другой день надо стараться не делать прежних грехов. Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28-м и 29-м.^ Эти слова известны учащимся из 4-го урока.^ Имеется в виду 5-я вечерняя молитва Макария Великого.- Ред.^

Окончание вечерней молитвы

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

Окончание вечерней молитвы

З. Каждый вечер нужно молиться Богу особой молитвой. Эта молитва называется вечерней. В прошлый раз мы учили начало ее. Повторим, что мы учили. Следует повторение текста и объяснений, сообразно предыдущему уроку. Ночью мы спим, но сон у нас бывает не всегда одинаковый. Иной раз мы спим покойно, мирно и ничего во сне не видим, а иногда спим плохо, неспокойно. Когда человек плохо спит ночью, тогда и днем ему нездоровится. Нам нужен сон мирный, спокойный. Такого сна мы просим вечерней молитвой. В ней мы говорим Богу: Мирен сон и безмятежен даруй ми. Какой сон нужен человеку? Как об этом говорится в вечерней молитве? С нами случается беда во всякое время, и еще больше бы случалось с нами бед, если бы нас не берег ангел-хранитель. Днем мы и сами бережемся, а когда спим, то ничего не слышим и не видим. Значит, нам ночью еще больше, чем днем, нужен Ангел-хранитель. Его посылает человеку Бог. Грехами за день мы отгоняем от себя Ангела-хранителя, потому вечером просим Господа опять послать его к нам. Вы уже знаете[2], что Ангел-хранитель покрывает и соблюдает или бережет нас от всякой беды. Мы так и называем в молитве вечерней Ангела-хранителя покрывающим и соблюдающим нас от всякого зла. Мы молимся: Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Кто нас хранит, кроме Бога, от всякой беды? Почему нам нужна охрана а нгела и ночью? Кто его посылает людям? Почему он от нас отходит? Кого и когда мы просим послать нам Ангела-хранителя? Как мы просим об этом в молитве? Что значит: …посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла? Ангел-хранитель бережет нас не сам по себе, а его посылает Бог. Каждый Ангел-хранитель бережет только одного человека, а весь мир бережет от всякой беды Бог. Это мы знаем, потому и говорим Богу в молитве и за это прославляем всех трех Лиц Святой Троицы такими словами:… яко Ты еси хранитель… Заучим эти слова. По чьей воле бережет нас Ангел-хранитель? Кого бережет один Ангел? Кто бережет весь мир? Как мы говорим в молитве и как хвалим Бога? В вечерней молитве мы просим Бога, чтобы Он простил нам грехи, дал спокойный сон и послал нам Ангела-хранителя. Бог всегда бережет весь мир, поэтому мы прославляем Бога. Ночью человек ложится спать и не может наверное сказать, встанет он живым или нет. На кого же ему надеяться, ложась спать, кроме Бога? Как на ночь не помолиться Богу? Как не попросить у Него прощения во всех грехах? Плохо умереть с грехами на душе! Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28-м и 29-м.^ Из 26-го урока.^

Конспекты уроков по Закону Божию

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

Окончание вечерней молитвы

З. Каждый вечер нужно молиться Богу особой молитвой. Эта молитва называется вечерней. В прошлый раз мы учили начало ее. Повторим, что мы учили. Следует повторение текста и объяснений, сообразно предыдущему уроку. Ночью мы спим, но сон у нас бывает не всегда одинаковый. Иной раз мы спим покойно, мирно и ничего во сне не видим, а иногда спим плохо, неспокойно. Когда человек плохо спит ночью, тогда и днем ему нездоровится. Нам нужен сон мирный, спокойный. Такого сна мы просим вечерней молитвой. В ней мы говорим Богу: Мирен сон и безмятежен даруй ми. Какой сон нужен человеку? Как об этом говорится в вечерней молитве? С нами случается беда во всякое время, и еще больше бы случалось с нами бед, если бы нас не берег ангел-хранитель. Днем мы и сами бережемся, а когда спим, то ничего не слышим и не видим. Значит, нам ночью еще больше, чем днем, нужен Ангел-хранитель. Его посылает человеку Бог. Грехами за день мы отгоняем от себя Ангела-хранителя, потому вечером просим Господа опять послать его к нам. Вы уже знаете[2], что Ангел-хранитель покрывает и соблюдает или бережет нас от всякой беды. Мы так и называем в молитве вечерней Ангела-хранителя покрывающим и соблюдающим нас от всякого зла. Мы молимся: Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла. Кто нас хранит, кроме Бога, от всякой беды? Почему нам нужна охрана а нгела и ночью? Кто его посылает людям? Почему он от нас отходит? Кого и когда мы просим послать нам Ангела-хранителя? Как мы просим об этом в молитве? Что значит: …посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла? Ангел-хранитель бережет нас не сам по себе, а его посылает Бог. Каждый Ангел-хранитель бережет только одного человека, а весь мир бережет от всякой беды Бог. Это мы знаем, потому и говорим Богу в молитве и за это прославляем всех трех Лиц Святой Троицы такими словами:… яко Ты еси хранитель… Заучим эти слова. По чьей воле бережет нас Ангел-хранитель? Кого бережет один Ангел? Кто бережет весь мир? Как мы говорим в молитве и как хвалим Бога? В вечерней молитве мы просим Бога, чтобы Он простил нам грехи, дал спокойный сон и послал нам Ангела-хранителя. Бог всегда бережет весь мир, поэтому мы прославляем Бога. Ночью человек ложится спать и не может наверное сказать, встанет он живым или нет. На кого же ему надеяться, ложась спать, кроме Бога? Как на ночь не помолиться Богу? Как не попросить у Него прощения во всех грехах? Плохо умереть с грехами на душе! Четыре настоящих урока, по нашему мнению, удобнее провести между уроками 28-м и 29-м.^ Из 26-го урока.^

Предисловие

Конспекты уроков по Закону Божию

Курс старшего отделения начальной школы Настоящие конспекты представляют собою изложение последнего курса по Закону Божию в начальной школе, состоящего из объяснения «Символа веры», молитвы Господней, Десятословия, заповедей о Блаженствах и богослужения. Этот курс проходится в третьем или частью в третьем и частью в четвертом отделениях начальной школы, смотря по тому, на сколько лет распределяется программа учебных предметов в той или другой школе. Практика четырех прошедших десятилетий народного образования показала недостаточность трехлетней системы школы, и потому теперь во многих начальных училищах вводится четвертый год. Настоящие конспекты и предназначаются собственно для школ с четырьмя отделениями, хотя они могут быть проходимы и при трехгодичном курсе.

Предметы веры главным образом усваиваются верою при содействии памяти, но при изучении истин веры не должна быть пренебрегаема и возможная разумность. Религиозные истины в некоторых случаях стоят выше человеческого разума, но они никогда не находятся в противоречии с последним. А потому, чем сознательнее будут усвоены учащимися те истины, которые могут быть доступны человеческому пониманию, тем плодотворнее будет изучение катехизиса не только в учебном, но и воспитательном отношении, составляющем высшую, сравнительно с учебной, цель изучения Закона Божия. Средневековая схоластика пыталась выводить все истины христианства из разума, но не этот ложный путь преподавания должен применяться в школе. Все отцы и учители Православной Церкви в своих сочинениях старались способствовать разумному и сознательному усвоению христианских догматов верующими, разъясняя и раскрывая эти догматы научными путями сообразно с потребностями времени. То же необходимо иметь в виду и при преподавании Закона Божия в школе. С объявлением у нас свободы совести и со снятием опеки над вероисповедными убеждениями началась среди православного русского народа пропаганда учений или искажающих вечную истину христианства, или даже совершенно отрицающих всякую религию. Поэтому теперь стало совершенно невозможным преподавание Закона Божия, основывавшееся исключительно на одном механическом заучивании догматических положений. В настоящее время совершенно недостаточно сказать, что это так, а это иначе, но необходимо по возможности показать, почему это так. Не следует слишком умалять умственные силы учеников и думать, что ученики начальной школы совершенно не способны к мышлению посредством отвлеченных понятий, хотя не должно и преувеличивать этих способностей. В этом случае необходимо найти середину, а всякий внимательный законоучитель, без со-мнения, точно знает, что доступно и что непосильно пониманию его учеников. Не нужно бояться развития в учащихся пытливости ума в разрешении религиозных вопросов, так как последние составляют сущность и основу религиозно-нравственной жизни. Жизнь показала полную несостоятельность старинного обрядоверного утверждения того, что «мнение есть всех зол и ересей мати». Простая детская вера имеет силу только до первого умственного соблазна, а уберечь от него не может людей никакая внешняя сила. Начальная школа должна сообщить своим питомцам положительное христианское учение Православной Церкви, но она же должна дать оружие и против заблуждений, посредством указания на них и раскрытия в них частицы истины и окутывающей эту истину лжи. Разумеется, законоучитель не может предвидеть всех возражений против христианства, но большинство их настолько общеизвестно, что без труда может быть указано и освещено в сознании учащихся. Без этих указаний учащиеся, встретившись с возражениями против того, что они исключительно усвоили памятью, не будут в состоянии справиться с ними и от слепой веры могут перейти к не менее слепому неверию, примеры чего и теперь не особенно малочисленны. При возбуждении в учащихся размышления о религиозных вопросах и при направлении детской мысли в их разрешении необходимо стремиться к наивозможной простоте.