«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

день.

ствіямъ, которыя проистекали главнымъ образомъ отъ зависимости Россіи отъ татаръ.

Тогдашній великій князь Димитрій Іоанновичъ твердо переносилъ бѣдствія отечества, но, не имѣя силъ бороться съ татарами, долженъ былъ ѣздить въ Орду, чтобы выражать покорность хану. Наконецъ ему пришлось вступить въ борьбу съ ханомъ Мамаемъ. Мамай вступилъ въ Россію съ многочисленнымъ войскомъ. Не зная, какъ поступить, — сражаться ли съ ханомъ, или покориться ему,- Димитрій отправимся къ преподобному Сергію, чтобы принять отъ него совѣтъ и благословеніе. Преподобный Сергій благословилъ князя на брань, говоря: „слѣдуетъ тебѣ, государь, попещись о ввѣренномъ тебѣ христіанскомъ стадѣ, и съ помощію Божіею ты получишь побѣдуа. Потомъ онъ благословилъ иконою воиновъ, бывшихъ съ княземъ, и далъ имъ въ сподвижники двухъ схимниковъ, Александра

Мѣ с я ц ъ іюль. 13

Пересвѣта и Андрея Ослабя. Когда началась на Куликовомъ полѣ битва и Димитрій., увидя превосходство враговъ., смутился духомъ., в другъ явился посланный отъ Сергія съ письмомъ, въ которомъ преподобный обнадеживалъ его помощію Божіей. Мамай былъ совершенно разбитъ.

Достигнувъ 78 лѣтъ, преподобный Сергій предузналъ свою кончину и, призвавъ братію, вручилъ игуменство преподобному Никону, причастился святыхъ тайнъ и скончался 25 сентября 1392 года. Чрезъ 30 лѣтъ 5-го іюля тѣло преподобнаго Сергія обрѣтено нетлѣннымъ Основанная имъ обитель процвѣла, возвысилась и стала хранительницею русской земли, особенно во дни смутъ, потрясавшихъ наше отечество.

II. Жизнь преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергія, отличавшагося самою горячею любовію къ отечеству своему, да послужитъ намъ урокомъ такой же любви и съ нашей стороны къ нашей дорогой родинѣ.

а) Всѣ святые искренно любили свое отечество и усердно содѣйствовали благосостоянію его въ томъ или другомъ отношеніи, по мѣрѣ ихъ средствъ. Одни ревностно старались о гражданскомъ благоустройствѣ и духовномъ просвѣщеніи его, какъ св. цари и пастыри Христовой церкви; другіе храбро защищали его отъ враговъ и въ браняхъ за него полагали свои души, какъ многіе благовѣрные князи и христолюбивые воины; иные содѣйствовали его благу своими познаніями, достояніемъ и трудами, какъ св. философы, пѣснопѣвцы, купцы и художники*, а всѣ — искреннею преданностію ему и горячими молитвами о благоденствіи его и спасеніи отъ бѣдствій. Примѣрами такой любви къ отечеству наполнены житія святыхъ-, поэтому мы не будемъ теперь перечислять ихъ, для краткости нашей бесѣды, а скажемъ только словами премудраго, что любовь святыхъ къ отечеству была крѣпка, какз смерть (Пѣсн. 8, 6), и часто доходила до самоотверженія. Такъ, апостолъ Павелъ говоритъ, что онъ желалъ бы отлученъ быть отъ Христа—лишиться блаженнаго общенія съ Нимъ, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его израильтяне, получили спасеніе во Христѣ

(Римл. 9, 1—4, 10, 1). Самъ I. Христосъ, приближаясь къ Іерусалиму, главному городу земного отечества Его—Іудеи, и предвидя тѣ страшныя бѣдствія, какимъ подвергнется сей городъ., горько заплакалъ о немъ (Лук. 19, 41 - 44). Такъ Онъ любилъ земное Свое отечество, хотя принадлежалъ ему только въ половину—одною человѣческою Своею природою!

б) Христіанинъ не можетъ не любить своего отечества. Въ немъ мы въ первый разъ увидѣли свѣтъ Божій, получили бытіе и духовное возрожденіе. Въ немъ мы впервые испытали родительскія ласки и дѣтскія невинныя игры. Въ немъ мы получили образованіе, необходимыя для насъ познанія и все, что имѣемъ теперь. Оно, съ самаго рожденія нашего, питало и призрѣвало насъ чрезъ нашихъ родителей*, въ юности нашей учило насъ чрезъ наставниковъ всему доброму, старалось сдѣлать насъ людьми умными и честными; за тѣмъ открыло намъ поприще для дѣятельности, съ любовію взираетъ на труды наши и поощряетъ къ нимъ разнымъ образомъ. Вмѣстѣ съ симъ оно печется о томъ, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняетъ насъ отъ внѣшнихъ и внутреннихъ враговъ нашей безопасности, доставляетъ намъ способы удовлетворять житейскимъ нашимъ потребностямъ и дѣлаетъ все, что можетъ служить къ общему благу нашему. Какъ же намъ не любить отечества своего, когда оно отъ пеленъ нашихъ до гроба окружаетъ насъ такимъ попеченіемъ, такъ благотворитъ намъ! Какъ же намъ не любить и верховнаго главу отечества нашего, возлюбленнаго и благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, при самомъ вступленіи своемъ на прародительскій престолъ плѣнившаго сердца всѣхъ своихъ вѣрноподданныхъ безграничными своими царскими милостями!

III. Долгъ благодарности и христіанская обязанность требуютъ (Гал. 6,

10. 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братія, за любовь и благотворенія, оказываемыя намъ отечествомъ, сами любили его искренно, какъ подобаетъ дѣтямъ его, и по мѣрѣ силъ нашихъ содѣйствовали его благосостоянію, а поэтому дѣлали то, чего оно требуетъ

14 Мѣ с я ц ъ іюль.

отъ насъ и что можетъ служить къ его благу. Аминъ. (Свящ. Гр. Дьяченко).