«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

г) Всѣ отговорки о томъ, что можно обойтись и безъ молитвы въ домѣ Божіемъ весьма неразумны.

„Дома помолюсь”, говоришь ты. А знаешь ли, братъ, что одно „Господи помилуй1,1, произнесенное въ церкви съ соборомъ вѣрующихъ, стоитъ цѣлой сотни земныхъ поклоновъ твоей домашней молитвы? Церковь постановила въ праздники быть въ храмѣ Божіемъ, и надобно ея слушаться, а не мудрствовать по своему: „дома по- молюсьа. Да еще и то надобно сказать: правду ли говоришь, что помолишься?

„Господь не взыщетъ", говоришь ты. А знаешь ли, чьи слова повторяешь? Это вѣдь слова того нечестивца, о которомъ говоритъ царь Давидъ въ псалмѣ 9-мъ: чесо ради прогнѣва нечестивый Бога? рече бо въ сердцѣ своемъ: не взыщетъ (Псал. 9, 34). Но что

Десять

Поуч. 1-е. Препод. Антоній кіево-печерскій.

(Релтгозно-воспитателъное значеніе монастырей ).

I. Преподобный Антоній печерскій, основатель русскаго монашества, память коего совершается нынѣ, родился въ 983 году, въ городѣ Любечѣ, въ Черниговской губерніи, и названъ Антипою. Съ дѣтства возлюбивъ Господа, оыъ пошелъ на святую Аѳонскую гору и принялъ монашество съ именемъ Антонія. Въ тѣсной пещерѣ, изсѣченной въ скалѣ надъ моремъ, онъ началъ вести строгую жизнь. Но потомъ Богъ повелѣлъ игумену, постригшему Антонія, отпустить его въ Россію. Игуменъ исполнилъ это повелѣніе и, прощаясь, сказалъ Антонію: „благословеніе святой горы да будетъ надъ тобою“. Въ Кіевѣ Антоній обходилъ монастыри, основанные греческими иноками, но не видя въ нихъ строгаго общежитія, водворился надъ берегомъ Днѣпра, близъ Берестова, загороднаго села великаго князя. Здѣсь онъ уединился въ пещеру, ископан-

на это говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ? — сокруши, Господи, мышцу грѣшному и лукавому: взыщется грѣхъ его и необрящется (ст. 36)—такъ, сокруши, чтобы потомъ искать и не найти его нечестія! — „Не взыщетъ*, говоритъ иной. Но знаетъ ли онъ, что вотъ за эту его безпечность, за то, что онъ прикрываетъ свою лѣность Якобы надеждою на Божіе милосердіе, Богъ и взыщетъ съ него, и строго взыщетъ грѣхъ его нерадѣнія къ храму Божію, къ службѣ церковной! Есть весьма много примѣровъ, какъ Господь наказывалъ нерадивыхъ въ посѣщеніи храма Божія: то отнималъ здоровье, то не благословлялъ нивы ихъ, то попускалъ разныя несчастія отъ злыхъ людей и это продолжалось дотолѣ, доколѣ безпечные и нерадивые не исправлялись.

III. Ходите же, братія, чаще во храмъ Божій, особенно въ праздники: храмъ Божій — источникъ благословеній Божіихъ, — благословеній небесныхъ и земныхъ!.. (Сост. при помощи „Троицк. листк.“ X» 336).

й день.

ную священникомъ Иларіономъ, впо- слѣдствіи митрополитомъ кіевскимъ. Стали приходить къ Антонію ревнители благочестія, кто за благословеніемъ, кто съ желаніемъ подвизаться вмѣстѣ съ нимъ. Пришедшій къ нему священникъ Никонъ постригалъ приходящихъ. Когда къ Антонію собралось до 12-ти братій, онъ поставилъ для нихъ игуменомъ Варлаама, сына княжескаго боярина, а самъ переселился въ другую пещеру, въ 100 саженяхъ отъ первой. Она послужила началомъ ближнихъ пещеръ. Когда Варлаамъ перешелъ, по приказанію великаго князя, въ другой монастырь, Антоній поставилъ въ игумены преподобнаго Ѳеодосія и благословилъ братію на построеніе малой деревянной церкви надъ пещерами. Потомъ, на уступленной великимъ княземъ горѣ, иноки построили новую церковь и, поставивъ келліи, оградили ихъ стѣною. Такъ основался монастырь Кіевопечерскій, привлекающій множество богомольцевъ со всѣхъ концовъ Россіи. Господь прославилъ Антонія даромъ чудесъ, и хотя онъ, по

38 Мѣ с я ц ъ іюль.

смиренію, хранилъ этотъ даръ въ тайнѣ, но слава его возрастала. Съ умноженіемъ иноковъ явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскорѣ чудеса показали имъ, что Господь благословляетъ построеніе церкви. Надъ мѣстомъ постройки видѣли, по ночамъ, необычайный свѣтъ. Изъ Царьграда пришли че- тыре зодчихъ, которыхъ прислала Сама Пресвятая Дѣва Марія. Она въ чудномъ видѣніи явились имъ во Влахернскомъ храмѣ и дала денегъ и мѣстночтимую икону Успенія. Мѣсто для постройки указалъ Антонію Самъ Богъ, и великій князь охотно уступилъ это мѣсто. Благословивъ основаніе каменнаго храма, Антоній скончался 90 лѣтъ отъ роду, въ 1073 году по Р. Хр. Онъ былъ погребенъ въ той же пещерѣ, въ которой скончался*, но мощи его сокрыты отъ взора человѣческаго.

II. Нынѣ, въ день памяти преподобнаго Антонія печерскаго, основателя Кіево-печерскаго монастыря и вмѣстѣ съ тѣмъ первоначальника иночества на Руси, скажемъ вамъ, братія, нѣсколько словъ о высокомъ рели- гіозно-воспитателъномъ значеніи нашихъ монастырей.