«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

бовъ Христовыхъ. Святая кровь ихъ, какъ сѣмя, посѣянное на нивѣ, возрастала обильный плодъ; въ непродолжительномъ времени и самъ князь Владиміръ и всѣ русскіе приняли христіанство .

II Братія христіане! Свв. первомученики земли русскія Ѳеодоръ и Іоаннъ имѣли крѣпкую вѣру и были христіанами не по имени только, но и по жизни. Спросимъ себя: имѣемъ ли мы вѣру, подобную имъ? — даже еще менѣе: имѣемъ ли вообще вѣру?

а) Мы вѣруемъ, что единородный Сынъ Божій — Богъ пришелъ на землю для нашего спасенія. Мы вѣруемъ правильно; но въ самомъ ли дѣлѣ вѣруемъ? — Ежели мы этому вѣруемъ въ самомъ дѣлѣ, то наше сердце должно радостно восторгаться къ Сыну Божію. Какъ радуются голодныя, совершенно обносившіяся и брошенныя безъ призрѣнія дѣти, когда является къ нимъ ихъ богатый отецъ! Не тысячекратно ли бо-

Мѣ с я ц ъ іюль. 43

лѣе намъ должно радоваться пришествію къ намъ на землю единороднаго Сына Божія, когда, по слову Божію, мы имѣемъ всякій питающій насъ хлѣбъ только отъ Него (Іоан. 6, 35), когда безъ Него мы наги, — срамны (Апок.

16, 15), и бродимъ, какъ заблудшія овцы безъ пастыря (Мѳ.9, 36). Наше сердце непремѣнно должно исполняться величайшею радостію! Итакъ ежели кто-нибудь изъ насъ остается въ своемъ сердцѣ холоденъ, нерадостенъ и безчувственъ, то того вѣра не-вѣра, а больше или меныпе невѣріе.

б) Мы вѣруемъ, что Сынъ Божій—Богъ, принявъ наше человѣческое естество, сдѣлался Сыномъ человѣческимъ, слѣдственно нашимъ братомъ. — Наша вѣра правильна*, но въ самомъ ли дѣлѣ мы этому вѣруемъ? Ежели мы этому въ самомъ дѣлѣ вѣруемъ, то всякій разъ, когда гдѣ-нибудь слышимъ или вспоминаемъ объ этомъ событіи, намъ естественно должно чувствовать живѣйшую любовь и благодарность къ Сыну Божію. Св. апостолъ ясно сказываетъ, что цѣль, для которой Богъ благоволилъ содѣлать Своего Сына Сыномъ человѣческимъ, есть та, чтобы насъ—сыновъ человѣческихъ—усыновить Себѣ: посла Богъ Сына Своего7 раждаемаго отъ жены, да всыновленіе воспріимемъ, говоритъ св. апостолъ (Гал. 4, 4. 5). Итакъ ежели кто-нибудь изъ насъ, при вѣрѣ, не чувствуетъ самой живой любви и благодарности къ великому Усыновителю: то» того вѣра не есть вѣра дѣйствительная, а больше или меныпе невѣріе* тому только думается, что онъ вѣруетъ, но въ немъ нѣтъ вѣры дѣйствительной!

в) Ученіе Сына Божія заключаетъ въ себѣ какъ прямой, вѣрный,' единственный для насъ путь къ вѣчному блаженству, такъ и то, какъ

намъ можно избавиться отъ вѣчной погибели__

Наша вѣра правильна. Но въ самомъ ли дѣлѣ мы вѣруемъ? Ежели этому въ самомъ дѣлѣ вѣруемъ, то ученіе I. Христа почитаемъ для себя несравненно важнѣе, драгоцѣннѣе, любезнѣе и пріятнѣе всего, что въ здѣшней жизни носитъ на себѣ имя важнаго, драгоцѣннаго, любезнаго и пріятнаго, и посему Христово ученіе составляетъ для насъ самый важный предметъ нашего знанія и всегдашнее, непремѣнное правило нашей жизни: ибо только по этому ученію мы можемъ спастися. Но ежели

ученіе Сына Божія для кого-либо изъ насъ не очень важно и любезно, ежели кто-нибудь слушаетъ его не охотнѣе всего, знаетъ его содержаніе недостаточно и сбивчиво, старается ознакомиться съ нимъ неревностно, и ежели оно не составляетъ существеннаго правила для его жизни*, то вѣра того изъ насъ не есть вѣра дѣйствительная, а больше или меныпе невѣріе: тому только думается, что онъ вѣруетъ, а въ немъ нѣтъ вѣры дѣйствительной!

г) Мы вѣруемъ, что Сынъ Божій на землѣ пострадалъ за насъ, т.-е былъ преданъ, поруганъ, мучимъ, распятъ на крестѣ и умеръ для того, чтобы очистить насъ отъ грѣха, избавить отъ вѣчныхъ мукъ за грѣхи

и даровать намъ вѣчное блаженство_Наша

вѣра правильна. Но въ самомъ ли дѣлѣ мы этому вѣруемъ? Ежели мы въ самомъ дѣлѣ этомъ вѣруемъ, то, съ одной стороны, все наше сердце должно быть привязано къ пострадавшему за насъ Господу живѣйшею любовью, которой не можетъ погасить въ насъ ничто: ни небесное, ни земное, ни подземное. Такъ чувствовалъ это истинно вѣрующій апостолъ Павелъ: извѣстихся, яко ни смерть, ни животъ, ни ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни %лубинаг ни ина тварь тя возможетъ насъ раз- лучити отъ любве Божья (Римл. 8, 38,39). Съ другой стороны, намъ должно крайне ненавидѣть наши грѣхи, истреблять наши грѣховныя склонности и навыки и всемѣрно убѣгать всего того, что донынѣ влекло насъ ко грѣху, и дѣлало грѣхъ для насъ любезнымъ. Такъ и поступали всѣ истинно вѣровавшіе въ Сына Божія. Святый апостолъ утверждалъ: иже Христовы суть, плоть распята со страстями и похотьми (Галат. 5,24). Итакъ, ежели кто-нибудь изъ насъ не старается умерщвлять въ себѣ всѣ грѣхи и истреблять грѣховныя склонности, то того вѣра не есть вѣра истинная, а больше или меныпе — невѣріе.