«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

(Iis чему должна побуждать насз увѣ - ренностъ въ томъ, что св. ангелы посылаются Богомъ въ служеніе намъ и пекутся о спасеніи нашемъ?).

I. Въ день собора въ честь св. архангела Гавріила воспоминаются и прославляются всѣ чудесныя его явленія, ■какъ благовѣстника тайны воплощенія Сына Вожія и служителя домостроительству спасенія міра.

Тогда какъ архистратигу Господню Михаилу, предначавшему въ невѣдомое время брань съ духомъ злобы, дарована для веденія сей брани нѣкая божественная и премірная сила, по которой онъ поставленъ руководителемъ ко Христу и защитникомъ іудейскаго народа (Дай. 10, 13, 12, 1), и вмѣстѣ преимущественнымъ служителемъ ветхаго завѣта (Евр. II, 2), св. архангелу Гавріилу ввѣрено отъ Святаго Духа служеніе тайнамъ Божіимъ и —преимущественно тайнѣ вочеловѣченія Сына Божія для спасенія человѣка. По сей причинѣ святая церковь и называетъ его провозвѣстникомъ тайнъ Божіихъ и служителемъ чудесъ, и, по древнему преданію, изображаетъ св. архангела то съ зерцаломъ изъ ясписа въ шуйцѣ и Фонаремъ съ возженною свѣщею въ десницѣ, (такъ какъ судьбы Божій о спасеніи человѣка до времени были прикровенны и являемы были людямъ только гадательно, какъ леясные образы предмета, отражающагося

въ зеркалѣ), то съ райскою вѣтвію въ рукѣ, которая принесена была архангеломъ Богоматери въ часъ благовѣщенія.

Св. писаніе и преданіе соединяетъ имя его съ величайшими изъ новозавѣтныхъ событій, рядъ которыхъ начинается благовѣстіемъ о рожденіи Приснодѣвы Маріи, принесеннымъ архангеломъ матери Ея, скорбѣвшей о своемъ безплодіи. Подъ его же небеснымъ осѣненіемъ и руководствомъ Пресвятая Дѣва провела и отроческіе годы Свой въ храмѣ іерусалимскомъ, въ которомъ воспитываема и приготовляема была къ великому служенію Своему. Онъ возвѣстилъ и престарѣлому Захаріи рожденіе отъ него Предтечи, и за его невѣріе сему возложилъ на уста его печать молчанія.

Наконецъ, егда пріиде кончиналѣша,— архангелъ Гавріилъ сходитъ, по выраженію церкви, съ небесныхъ круговъ, для благовѣствованія избранной отъ всѣхъ родовъ Вогоотроковицѣ о рожденіи отъ Нея Бога Слова. И вшедъ къ Ней рече: радуйся, Благодатная, Господъ съ Тобою, благословенна Ты въ женахъ!.. И се зачнеши во чревѣ и ро- диши Сына и наречеши имя Ему Іисусъ, Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго на- речется, и дастъ Ему Господъ Богъ престолъ Давида отца Его, и воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 28—31).

Служеніе новозавѣтнымъ тайнамъ святого архангела Гавріила не окончилось съ вочеловѣченіемъ сына Вожія.

Мѣ с я ц а іюль. 45

Надобно думать, что въ качествѣ служителя сихъ тайнъ, онъ былъ однимъ изъ первыхъ въ числѣ тѣхъ ангеловъ, которые служили Спасителю во время земной жизни Его (Марк. 1, 13). Св. церковь вѣруетъ. что онъ-то былъ тотъ ангелъ, который укрѣплялъ Спасителя въ молитвенномъ подвигѣ Его въ Геѳсиманіи и былъ свидѣтелемъ какъ Его предсмертной скорби, такъ и преданности въ волю Божію (Лук. XXII, 43), и что также онъ благовѣстилъ и женамъ о преславномъ возстаніи отъ гроба I. Христа.

Но особеннымъ предметомъ служенія св. арханг. Гавріила была, по мнѣнію церкви, Пресвятая Дѣва Марія. Его небесному охраненію ввѣрены были какъ первые, такъ и послѣдніе годы земной жизни EjJ, и—когда наступило время отшествія Ея изъ сей жизни,—тотъ же св. архангелъ возвѣстилъ Богоматери о семъ, и въ знакъ скораго и блаженнаго соединенія Ея съ Сыномъ и Богомъ Своимъ принесъЕй райскую вѣтвь.

Такимъ образомъ имя архангела Гавріила соединено для христіанъ съ самыми великими и утѣшительными воспоминаніями. „Посей причинѣ, говоритъ св. Димитрій ростовскій, подобаетъ тому отъ насъ по достоянію быти по- читаему. Аще бо отъ земнаго царя честный посолъ, приносяй въ каковый градъ милостивое слово, отъ всѣхъ гражданъ бываетъ по премногу почитаемъ: кольми паче отъ небеснаго Царя съ премилостивѣйшимъ къ всему человѣческому роду словомъ пречестнѣй- шаго посла и изящнѣйшаго князя ангельскаго, особымъ празднованіемъ по- читати должно есть. Сей бо послужи спасенія нашего таинству

II. Исторія нынѣшняго праздника въ честь архангела Гавріила напоминаетъ намъ, братія, о той истинѣ, что ангелы Божій принимаютъ великое участіе въ спасеніи людей и посылаются отъ Господа для служенія имъ въ необходимыхъ и важныхъ случаяхъ.

Что же должна внушать намъ, къ чему должна побуждать насъ, братія, эта истина?

а) Во-первыхъ, мы должны отъ всей души чтить и благодарить св. ангеловъ за ихъ служеніе намъ. Они во всѣхъ отношеніяхъ превосходнѣе насъ: они суть чистые--безплотные духи, а мы обложены грубою персику они предстоятъ престолу