«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

III. Этихъ-то, брат. мой, духовныхъ плодовъ ожидаетъ отъ насъ пролившій за насъ кровь Свою на крестѣ Господь нашъ I. Христосъ. По этимъ только плодамъ можно узнавать: жива ли въ насъ вѣра Христова, корень всѣхъ благихъ, и живемъ ли мы вѣрою, - живы ли мы или мертвы предъ Богомъ? (Сост. по ,ѵПолн. собр. проп.и, Дим., -архіеп. херсонск. и одесск., т. II, изд. 1о89 г. идр. источн.).

Поуч. 2-ое. День памяти святаго равноапостольнаго великаго князя Владиміра.

(0 чемъ преимущественно мы должны молиться св. князю Владиміру въ день его памяти?').

I. Собрались мы сегодня, бр., въ святомъ храмѣ для того, чтобы почтить память великаго просвѣтителя Россіи, насадителя истинной вѣры въ нашемъ отечествѣ,—принять благословеніе его, какъ общаго отца нашего,—и излить предъ нимъ наши молитвы, какъ небеснымъ покровителемъ Россіи и молитвенникомъ и ходатаемъ нашимъ предъ Богомъ. О чемъ въ особенности будемъ просить св. князя Владиміра? Какія вознесемъ къ нему молитвы?

Будемъ просить у св. Владиміра того, что онъ самъ просилъ у Бога своему отечеству — любезной Россіи; помолимся ему о томъ., о чемъ онъ самъ молился Господу Богу. Припомнимъ молитву равноапостольнаго, которую изрекъ онъ послѣ крещенія своего многотысячнаго народа. Вотъ эта молитва: „Боже великій и дивный, сотворивый небо и землю! призри на новыя люди Своя; дай же имъ, Господи, увѣдѣти Тебе истиннаго Бога и утверди въ нихъ вѣру праву ш не совратну“. Припомнимъ и другую молитву св. князя, которую онъ произнесъ при освященіи храма, такъ называемаго Десятиннаго. „Господи —молился тогда благочестивый насадитель святой вѣры въ Россіи, „призри съ небеси, виждь, и посѣти виноградъ сей, его же обратилъ еси сердца въ разумъ, познати Тебе Бога истиннаго^. Итакъ вотъ о чемъ прежде всего молился св. Владиміръ; молился о сохраненіи и утвержденіи въ Россіи вѣры правой и несовратной; молился о томъ, чтобы россіяне преуспѣвали въ истинномъ богопознаніи. О семъ молился онъ, о семъ и мы должны молиться въ нынѣшній день.

II. Молитва объ утвержденіи во всѣхъ вѣры правой и несовратной есть и должна быть всегда первая и главная. Такая молитва то же, что и прошеніе въ молитвѣ Господней: „да святится имя Твое, да пріидетъ царствіе Твое“:—ибо только тогда святится въ насъ имя Божіе, тогда живетъ и дѣйствуетъ въ сердцахъ нашихъ благодатное царствіе

54 Мѣ с я ц ъ іюль.

Вожіе, когда живетъ и плодотворенъ въ насъ чистая и совершенная вѣра.

Молитва о семъ необходима для благосостоянія царствъ земныхъ. Ибо не вѣрали истинная есть тотъ краеугольный камень, на ноемъ зиждется и благоденствіе, и сила, и слава государства? Гдѣ истинная вѣра, тамъ и благоволеніе Вожіе, гдѣ вѣра, тамъ и все благое совершается и созрѣваетъ. Эту истину сознавалъ основатель величія и славы нашего отечества князь Владиміръ. Самъ просвѣщенный истинною вѣрою, которая во святомъ крещеніи отверзла ему очи тѣлесныя и духовныя, онъ опытомъ позналъ всю благотворность ея. Онъ зналъ, что „благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣ- юще живота нынѣшняго и грядущаго“ (1 Тим. 4,8);—зналъ, что силою божественной вѣры можно побѣждать царствія, угашать силу огненную, возмо- гать отъ немощи, обращать въ бѣгство полки чуждыхъ (Евр. 11,33—34);— зналъ, что вся возможна вѣрующему (Марк. 9, 23). Съ этою увѣренностію въ спасительной силѣ вѣры равноапо- стольный прежде всего и болѣе всего молился о людяхъ своихъ: „утверди въ нихъ, Господи, вѣру праву и несоврат- ну“. Молился онъ о дарѣ необходимомъ не для одного Государя, но и для всего государства;—просилъ утвержденія въ Россіи истинной вѣры. И что же? не оправдалось ли молитвенное желаніе и упованіе св. Владиміра? Царь царствующихъ не только даровалъ намъ этотъ первый и важнѣйшій въ царствѣ даръ, но съ нимъ соединилъ и всѣ прочіе дары Сбои—и силу, и богатство, и просвѣщеніе, и славу. Вѣрою правою и несовратною Россія сохранила свою цѣлость и единство во времена раздѣленій; вѣрою устояла во дни тяжелыхъ искушеній; вѣрою побѣждала враговъ своихъ; на вѣрѣ основалось и возрастало наше просвѣщеніе; на вѣрѣ же окрѣпло, утвердилось и прославилось наше отечество—Россія. Если же столь благотворна правая и твердая вѣра для всего нашего отечества, то не долгъ ли каждаго сына отечества болѣе всего желать и молиться, да сохраняется и преуспѣваетъ у насъ она (вѣра) болѣе и болѣе? не важнѣйшій ли долгъ каждаго изъ насъ и въ себѣ и другихъ утверждать истинную вѣру? Поистинѣ каждый сынъ отечества долженъ и обязанъ

молиться первѣе всего о томъ*, чтобы въ нашемъ дорогомъ отечествѣ— любезной Россіи сохранялась, распространялась, утверждалась и преуспѣвала наша родная вѣра,—вѣра православная.

III. Братія! по милости Вожіей м№ содержимъ единую истинную, святую ш спасительную, православную, греко? россійскую вѣру. Пребудемъ же въ- ней твердыми и несовратными. Объ утвержденіи въ насъ и распространеніи въ другихъ сей вѣры помолимся? Самому Основателю ея Христу Богу. чрезъ празднуемаго нынѣ святаго князя Владиміра. „Моли, благосерде, Бога человѣколюбца, да распространитъ Онъ- всемогущій свѣтъ спасительной вѣры въ царствѣ нашемъ, во всѣхъ концахъ его,да обратитъ къ правовѣрію невѣрующихъ; да упразднитъ вся ереси и расколы, да тако поживите въ мірѣ на земли, сподобимся съ тобою вѣчнаго' блаженства, хваляще и превозносящее Бога во вѣки вѣковъ" (1 молит. по акаѳистѣ св. князю Владиміру). Аминъ. (Сост. по проп. прилож. къ „Рукѵ для с. паст.“ за 1890 г. іюль м.).

Поуч. 3-ье. Св. равноап. кк Владиміръ.

(Уроки изъ его жизни: а) безъ познанія: Бога не можетъ быть истиннаго добра;

б) должно остерегаться лжеучителей,