«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Имя пр. Александра стало далеко извѣстно* многіе приходили къ нему за наставленіемъ; приносили и дары обители. Преподобный, умудренный Господомъ, наставлялъ и утѣшалъ приходящихъ, молился съ ними, убѣждалъ ихъ обращаться къ Господу во всѣхъ скорбяхъ и угождать Ему вѣрою, милосердіемъ, чистотою жизни.

Вотъ одинъ случай прозорливости преподобнаго Александра Когда онъ освящалъ храмъ св. Троицы, послѣ молебна народъ подавалъ ему то деньги, то вещи. Въ это время поселянинъ Григорій также хотѣлъ подать отъ себя, но преподобный не принялъ. Два или три раза Григорій пытался положить даръ свой въ Фелонь преподобнаго, но послѣдній отталкивалъ его руку, и наконецъ сказалъ: „дара твоего не приму; ты билъ сбою мать и тѣмъ навлекъ на себя гнѣвъ Божій. “ — „Что же мнѣ дѣлать?^ спросилъ въ сокрушеніи Григорій. „Ступай, проси прощенія у своей матери и впредь не смѣй ее оскорблять^, отвѣчалъ Александръ. '

II. Такъ тяжекъ грѣхъ непочтенія родителямъ, что даже жертва на храмъ отъ таковыхъ несчастныхъ дѣтей не пріемлется Богомъ.

Братіе! обратимся къ самимъ себѣ: Не этимъ-ли недугомъ болитъ и наше время? Много-ли нынѣ дѣтей, которые держатъ себя въ правильныхъ отношеніяхъ къ родителямъ, любятъ ихъ, почитаютъ, дорожатъ ихъ совѣтами и наставленіями, стараются заслужить ихъ любовь и благословеніе? Но лучше спросимъ: много-ли осталось родителей, которые бы благодарили Бога за дѣтей своихъ, которые-бы не жаловались на нихъ, не плакали отъ нихъ? „Дѣти насъ считаютъ ни во что, называютъ насъ отсталыми, наши совѣты странными и неудобоприложимыми, надъ нашими разсужденіями смѣются, на наши замѣчанія оскорбляются, не просятъ, а требуютъ нашего благословенія на сбои начинанія, а, бываетъ, и безъ него обходятся.сс Такъ жалуются на дѣтей родители. И вотъ отсюда раздѣлы въ крестьянствѣ, — избраніе рода занятій безъ совѣта родительскаго, женитьба безъ ихъ благословенія въ другихъ сословіяхъ. Мать или отецъ въ бѣдности, — дѣти ихъ стыдятся, тяготятся пріютить у себя, какъ должно,

по родственному походить за ними. Мать и отецъ богатые, — дѣти не хотятъ обязываться ими, смириться предъ ними, пользоваться ихъ средствами къ •жизни. Родители со слабостями,—дѣти ихъ въ глаза и за глаза поносятъ, безчестятъ, никакого уваженія имъ не оказываютъ. Есть дѣти, которые не стыдятся совсѣмъ отказываться отъ вспомоществованія своимъ бѣднымъ родителямъ, въ богадѣльни отдаютъ ихъ, тогда какъ могутъ сами вполнѣ успокоить ихъ,—бываютъ и такіе, которые доходятъ до такой дерзости, что руки сбои поднимаютъ на родителей. Но чего не бываетъ, чего нельзя увидать, услыхать въ нынѣшнее время?

а) Не хотятъ почесть родителей, не боятся оскорблять ихъ?! Но что можетъ быть ужаснѣе, противоестественнѣе сего? Не почитать тѣхъ, которые дали намъ жизнь, насъ любятъ, въ свое время насъ покоили, для насъ лишали себя всякихъ удобствъ, для насъ готовы были терпѣть всякія лишенія—какой грѣхъ можетъ быть выше сего грѣха? Вы, которые холодны къ старику отцу и матери — вспомните, что въ свое время терпѣлъ для васъ отецъ, терпѣла мать! Отецъ съ ранняго утра до поздняго вечера въ трудахъ, въ заботѣ, — для кого? чтобы снискать содержаніе вамъ, которые сами еще не могли о себѣ подумать. А мать? О, кто изочтетъ ея безсонныя ночи, которыя она проводила надъ колыбелью вашею? Кто изочтетъ ея вздохи, ея слезы, ея страданія при вашихъ болѣзняхъ и страданіяхъ, неизбѣжныхъ въ дѣтствѣ? А молитва родительская за кого была такъ горяча, такъ пламенна? Все за васъ же, за ваше здоровье, за ваше счастіе и благополучіе, за ваше душевное спасеніе. И не этой-ли молитвѣ родительской — горячей, пламенной, не ей ли прежде всего вы обязаны всѣмъ тѣмъ, чѣмъ отъ Бога награждены? И вотъ такихъ-то лицъ, такъ къ вамъ близкихъ, такъ дорогихъ, такъ васъ любящихъ, вы не стыдитесь, не боитесь оставлять въ невниманіи, небреженіи, забвеніи?

Но скажутъ: не всѣ родители такъ заботливы бываютъ о дѣтяхъ, — есть безпечные, холодные къ дѣтямъ, есть деспоты, жестоко обращающіеся съ своими дѣтьми Что до того? И такихъ не должно оскорблять, и такихъ слѣдуетъ по-

Мѣ с я ц ъ а в г у с т ъ . 223

читать. Тѣмъ выше будетъ твоя добродѣтель предъ Богомъ и людьми, если ты и не стоющимъ по твоему мнѣнію будешь оказывать любовь и почтеніе, какъ заслужившимъ того. Для Господа почти ихъ, для собственнаго блага и •счастія воздай любовію. Для блага другихъ, чтобы имъ подать добрый примѣръ, почитай всякихъ родителей, ка- ковы-бы они ни были. Господь въ своей заповѣди не сказалъ: почитай отца и матерь добрыхъ, а всякихъ, сказалъ просто: чти отца твоего и матерь, слѣдовательно чти, не обращая вниманія на то., хороши-ли они или худы. Дѣламъ, жизни ихъ, если они не одобрительны, не слѣдуй, но самихъ ихъ уважай и почитай.

б) Всѣ мы, конечно, желаемъ, чтобы дѣла паши шли успѣшно, чтобы жизнь наша длилась долго, проходила бозъ печалей и особенныхъ бѣдъ и скорбей. Всѣ мы желаемъ, чтобы Богъ благоволилъ къ намъ, чтобы благословеніе Его почивало на насъ. Но какъ будетъ почивать это благословеніе на томъ, на комъ нѣтъ благословенія родительскаго? Былъ-ли благополученъ Хамъ, дерзнувшій посмѣяться надъ Отцемъ своимъ?—Нѣтъ, проклятый отцомъ, онъ былъ проклятъ и отъ Бога, за грѣхъ его пострадало и все потомство его. Къ преподобному Парѳенію, епископу Лампсакійскому,

Тридцать п

Положеніе честнаго пояса Пресвятыя Богородицы.

(0 томъ, какія молитвы не угодны Бо- жіей Матери?')

I. Нынѣ церковь воспоминаетъ положеніе честнаго пояса Пресв. Богородицы, что было въ 408 г. Кромѣ Своей ризы, Пресв. Богородица оставила вѣрующимъ еще Свой честный поясъ-, онъ былъ передаваемъ между вѣрующими такъ же, какъ и риза, по преемству отъ одного къ другому въ Іерусалимѣ. Императоръ Аркадій, сынъ Ѳеодосія Великаго, получивъ поясъ изъ Іерусалима, положилъ его въ Константинополѣ. По времени, вслѣдствіе общественныхъ бѣдствій, поясъ былъ взятъ изъ Константинополя въ г. Зилу, въ Каппадокіи, но при императорѣ Іустинѣ снова былъ принесенъ въ Константинополь. Отъ него происходили многія чу-