«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

всего вреднаго для здоровья, чрезъ это вы можете продлить свою жизнь, но никакъ не избѣгнете смерти, потому что надъ каждымъ потомкомъ перстнаго Адама должно исполниться опредѣленіе Божіе: земля еси и въ землю омы- деши (Быт. 3, 19).

б) Сонъ, сжимая наши очи, закрывая слухъ нашъ и приводя все тѣло въ безчувственность и нѣкое разобщеніе съ душею, не прекращаетъ въ насъ дыханія, не лишаетъ насъ жизни. Мы во снѣ живемъ, какъ въ бодрственномъ состояніи: ибо и тогда душа наша мыслитъ, чувствуетъ, желаетъ и даже пріемлетъ впечатлѣнія отъ внѣшняго міра. Это доказываютъ наши сновидѣнія и тѣ откровенія, которыя многократно давалъ Богъ людямъ во время ихъ сна (Быт. 20, 3, 28,12-13. Матѳ. 2,13, 27, 19).-Такъ точно и смерть, прекращая дѣйствіе тѣлесныхъ нашихъ органовъ., разрушая союзъ тѣла съ душею и разлагая первое на составныя его части., не лишаетъ насъ дыханія жизни (Быт. 2,

7),—не уничтожаетъ души нашей, которая и по смерти нашей продолжаетъ жить, только въ другомъ — духовномъ мірѣ. Находясь въ тѣлѣ, она заключена въ немъ, какъ въ темницѣ; а поэтому, какъ узникъ, освобождаясь изъ темницы, не умираетъ, но какъ бы оживляется и радостно спѣшитъ къ своимъ роднымъ и знакомымъ: такъ*и душа, отрѣшившись отъ тѣла, устремляется въ сродный ей міръ, паритъ въ царство духовъ, для новой жизни въ ликѣ безсмертныхъ.

в) Сонъ, для всѣхъ естественный, не у всѣхъ одинаковъ. Кто цѣлый день бодрствовалъ, усердно трудился, вкушалъ и пилъ умѣренно*, кто здоровъ тѣломъ, спокоенъ духомъ, миренъ въ своей совѣсти: тотъ обыкновенно наслаждаетси сномъ легкимъ и пріятнымъ. Напротивъ, кто провелъ день въ праздности и дреманіи, или обременилъ себя излишними яствами и напитками*, кого мучатъ недуги, волнуютъ страсти и угрызаетъ совѣсть: тотъ очень часто страдаетъ ночью отъ безсонницы, а если засыпаетъ, то сонъ его бываетъ тя- желъ и безпокоенъ. — Такъ точно и смерть не для всѣхъ одинакова. Кто въ продолженіе своей жизни бодрствен-

276 Мѣ с я ц ъ сент ябрь.

но трудился въ исполненіи заповѣдей Божіихъ и своихъ обязанностей; кто провождалъ ее въ строгомъ воздержаніи отъ сластей міра сего, не растлилъ себя грѣхами и не возмутилъ своей совѣсти неправдами, тотъ будетъ имѣть мирную, блаженную кончину. Такой человѣкъ, нисходя во гробъ, радостно можетъ сказать съ апостоломъ: подвигомъ добрымъ подвизахся, теченіе скончайся, вѣру соблюдохъ. Прочее убо соблюдается мнѣ вѣнецъ правды, егооюе воздастъ ми Господь въ день онъ, праведный Судія (2 Тим. 4, 7 —8J. Онъ узритъ и Самого Отца небеснаго, милостиво взывающаго къ нему:рабе благій и вѣрный, вниди вд радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21). Посему-то св. тайновидецъ говоритъ: блажени мертвіи, умирающіе о Господѣ (Апок. 14, 13).— Не' таково состояніе умирающихъ грѣшниковъ. Когда смерть начнетъ смежатъ ихъ тѣлесныя очи, тогда отверзутся у нихъ духовныя, которыя доселѣ омрачены были грѣховною тьмою, и — что имъ тогда откроется? Въ прошедшемъ они увидятъ сбои пагубныя заблужденія, гнусные обманы и тяжкія неправды, достойные проклятія и кары небесной. Въ будущемъ представятся имъ всѣ ужасы мученій, ихъ ожидающихъ, явится грозный Судія и отзовется страшный приговоръ, осуждающій ихъ на вѣчныя страданія въ гееннѣ огненной. О, какая скорбь и какой ужасъ должны объять тогда душу ихъ!.. Смерть грѣшниковъ люта! (Пс. 33, 22).

г) Послѣ сна человѣкъ пробуждается и возстаетъ съ ложа своего съ укрѣпленнымъ тѣломъ, для новой дѣятельности. Такъ точно и по смерти всѣ мы пробудимся и возстанемъ изъ гробовъ своихъ съ новымъ—нетлѣннымъ тѣломъ, для новой нескончаемой жизни. Въ этомъ увѣряетъ Самъ Богъ въ откровенномъ Своемъ словѣ. Грядетъ часъ, говоритъ Спаситель, еіда мертвіи услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавшіе оживутъ (Іоан. 5, 25). Для всѣхъ тогда настанетъ безконечная жизнь, въ которой праведники будутъ вѣчно блаженствовать, а грѣшники вѣчно страдать, безъ всякой отрады, безъ всякой надежды на избавленіе

отъ лютыхъ мученій (Мѳ. 25, 46).

III. Зная такое сходство сна съ смертію и размышляя о немъ, мы можемъ извлечь для себя слѣдующее назиданіе:

а) Смерть, какъ и сонъ, неизбѣжна для насъ: поэтому всякій разъ, какъ будемъ отходить ко сну, припомнимъ о томъ, что нѣкогда смерть такъ же закроетъ наши очи, какъ смежаетъ ихъ сонъ, и, можетъ быть, та самая постель, на которую мы ложимся для отдохновенія, сдѣлается смертнымъ нашимъ ложемъ. А помня и размышляя объ этомъ, будемъ непрестанно приготовляться къ смерти и заботиться о* томъ, чтобы зйизнь наша послѣ нея была блаженна.

б) Смерть, какъ и сонъ, повергая насъ въ безчувственность, не прекращаетъ нашей жизни: поэтому не будемъ страшиться, когда Господь пошлетъ венамъ, не станамъ и безутѣшно скорбѣть, когда она постигнетъ нашихъ друзей и кровныхъ. Напротивъ, будемъ взирать на нее спокойно и благодушно, какъ на премудрое и благое распоряженіе Божіе, необходимое для упокоенія земныхъ тружениковъ и переселенія ихъ въ другую — лучшую жизнь.

в) Смерть, какъ и сонъ, не для всѣхъ людей одинакова, смотря по тому, какъ они провели до нея свое время: для праведныхъ она блаженна, для грѣшниковъ люта. Итакъ, будемъ проводить нынѣ жизнь богоугодную, станемъ усердно трудиться въ дѣланіи всякаго добра, дабы можно было отойти въ вѣчность съ спокойною совѣстію и получить за земные труды сбои награду небесную. Всѣмъ бо явитися нашъ подобаетъ предд судищемъ Христовымът да пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага или зла (2 Коринѳ. 5, 10).

Къ такимъ-то спасительнымъ мыслямъ и заключеніямъ можетъ вести насъ размышленіе о смерти и сходствѣ ея со сномъ! (Сост. по Ч.-М. и „Избр. слов. и бесѣд.Платона, митр. кіевск.)~

Мѣ с я ц ъ сентябрь. 277