Gospel gold. Conversations on the Gospel

Аминь.

1957 г.

В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

О как велико, о как преславно имя возлюбленного ученика Господа нашего Иисуса Христа — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Я думаю, что если Господь наш Иисус Христос назвал Своего Предтечу и Крестителя величайшим из всех рожденных женами, то вслед за этим величайшим надо было бы поставить возлюбленного ученика Господа Иисуса, а вслед за ним великого Первоверховного Апостола Павла.

Безмерно огромное дело совершили все Апостолы Христовы: они вошли в брань, в смертную брань с тьмой века сего. Они разогнали эту тьму — тьму языческую, тьму страшную — тьму бесчисленных грехов.

Они все, кроме возлюбленного Господом Иоанна Богослова, кончили жизнь свою смертью мученической. Они утвердили Крест Христов над всей вселенной. Они положили конец языческому нечестию и тьме, прежде всего и больше всего — святые Евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Только благодатью их Евангелий святых воссиял над всем миром свет Христов. Не безмерно ли велико это? Не нужна ли была им особая от Бога ниспосылаемая сила благодати Его? Могли ли они своей силой, своим умом и сердцем совершить это? О, конечно, не могли.

И знаем мы, что всем им была ниспослана, по обетованию Господа пред Вознесением Его на небо, ниспослана особая, величайшая благодать Всесвятого Духа Божия. Все получили огненные языки на главы свои и благодать, великую благодать для проповедания Евангелия Христова на всех языках. Знаем, что св. Апостол Павел, которого иногда называют вторым по Господе Иисусе Христе основателем христианства, получил особую, величайшую благодать, о которой читаем в его послании к Коринфянам.

Послушайте, что говорит об этом сам святой Апостол: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2–4).

Святой апостол Павел, конечно, говорил о себе самом, но по скромности своей, по смирению не говорил прямо, а как будто знает, слышал это от другого человека. Но знаем, знаем мы, конечно, что эти слова относятся к нему самому. Какое это третье небо, называемое рай, — не знаем — знаем только: был он восхищен в рай, слышал такие глаголы, которые на земле невозможно передать, которых достойны только восхищенные до третьего неба, как он был восхищен.

Не знаем, только ли он один из всех Апостолов был восхищен до третьего неба, но можем думать, что и другие были тоже восхищены в рай, чтобы там узнать, чтобы там услышать неизреченные глаголы, чтобы проповедовать Евангелие всей твари.

О великом Апостоле Иоанне Богослове определенно знаем с его собственных слов, которыми начинает он свое великое Откровение о грядущих судьбах всего мира.

Послушайте, какими словами начинает он свое Откровение: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…» (Откр. 1, 9-11).