И этот самый разбойник по каким–то обстоятельствам позднее раскаялся: он отверг свою прежнюю жизнь и обратился к монашескому житию. Взял он в Скиту себе келию и там выказал крайнюю строгость в подвиге.

Рассказывают, что еще вначале, когда он отрекся от мира и только лишь взял себе келию, пришли к нему четверо разбойников. Они не знали, что это и есть Моисей. А тот схватил их и связал. Затем он забросил их на спину, как мешок с мякиной, отнес в собрание братьев. «Мне ведь теперь нельзя никого обижать, — сказал он, — а вышло так, что эти вот напали на меня. Что скажете с ними делать?» Братья их развязали и отпустили.

Но разбойники, когда узнали Моисея и увидели его покаяние, и сами больше не захотели возвращаться к прошлой жизни. По примеру Моисея они отреклись от мира и стали опытными монахами. А Моисей явил такое подвижничество, что об этом и в других книгах пишется. Он вступил в такую брань с бесами и жил в такой строгости, что вскоре сравнялся с великими и совершенными из Отцов. Стал он пресвитером и просиял величайшими дарами духа, а после своей кончины оставил семьдесят учеников.

4. Из патерика

Один солдат спросил авву Миота, правда ли, что Бог принимает покаяние. Тот же, после того как долго объяснял ему это, прибавил:

— Скажи мне, любезный, если у тебя порвется хламида, ты ее выбрасываешь?

— Нет, — ответил тот, — но зашью и ношу снова.

— Так если тебе жалко своей одежды, — сказал ему старец — неужели Бог не пожалеет своего собственного творения?

2. Брат спросил авву Пимена:

— Я сделал великий грех и хочу три года приносить покаяние.

— Это много, — ответил старец.

— Может, сорок дней? — спросили те, кто были рядом.

— И это много, — вновь ответил старец. — Поверьте мне, что, если человек покается от всего сердца и больше не вернется ко греху, Бог простит его и в три дня.

3. Кто–то еще спросил его:

— Если человек впал в какой–нибудь грех и обратился, простит ли его Бог?

Старец ответил ему:

— Если Бог Сам заповедал людям поступать так, разве Он не сделает еще большего? А ведь Он заповедал Петру прощать падших и покаявшихся до седмижды семидесяти раз.

4. Еще кто–то спросил его:

— Что значит раскаяние во грехе? И ответил старец:

— Не делать его снова. Праведные потому и названы непорочными, что они оставили грехи и стали праведными.

5. Брат спросил авву Сисоя: