И когда Он решит и пожелает, тогда дарует успокоение от тягот».

— Прости меня, отче, — сказал Закхей, — помолись обо мне, чтобы этот грех и все мои грехи изгладил наш Бог и Владыка.

Как нам потом говорили, Закхей целый год скорбел о проявленной слабости, продолжая подвизаться и принимая пищу только раз в два дня.

2. Из жития святой Синклитикии

Блаженная Синклитикия говорила, что, если ты действительно сделал пост своим обычаем, не ссылайся на болезнь и не прерывай его. Ведь и не постящиеся подвержены тем же самым болезням и даже худшим. Если ты положил доброе начало, не отступай от него, потому что враг нападает на тебя и искушает тебя твоей немощью, а ты прояви стойкость, и враг будет попран.

2. Мореплаватели, чтобы отправиться в путь, дожидаются попутного ветра, и сразу распускают паруса, а если поднимется противный ветер, то немедленно, пока еще только намечается шторм, выбрасывают лишний груз за борт. После этого можно противостоять буре, а когда она кончится, снова направить корабль к цели.

Так и мы, когда враждебный дух нападает на нас, поднимем крест как крепкий парус и решительно направим свой корабль вперед.

3. Из жития святого Луки Эллина

Как–то, когда святой спасался на острове недалеко от Каламия от нашествия турок, враг надумал поразить его тяжкой и непереносимой болезнью — опухолью в детородном органе. Боль была дикой и страшной. Враг явился ему во сне и показал одну траву, которой, по его словам, можно исцелиться от постигшей болезни, но вместе с тем дал ясно понять, что, получив облегчение, он потеряет свою награду за терпение.

Когда святой проснулся, то уже не мог предпочесть злое полезному. Он не избрал временное облегчение недуга, вместо вечного воздаяния, и решил страдать до тех пор, пока Господь, ведающий нашу жизнь и засчитывающий нам за деяние одно наше намерение, не исцелит рану так, как Сам знает, полностью сохранив будущую награду для страдальца.

4. Из святого Максима

Добродетели бывают телесные и бывают душевные. Телесные — это пост, бдение, служение, сон на земле, рукоделие ради того, чтобы никого не обременять и раздавать милостыню, и тому подобные. Если из–за какой–то нужды или телесного обстоятельства, например, болезни или чего–нибудь еще в том же роде, случится, что мы не сможем исполнять плотские добродетели, то получим прощение от Господа, знающего наши возможности. Но если мы не выполняем душевные добродетели, то никакого извинения нам не будет, ибо они исполняются не по необходимости.

5. Из Отечиика

Говорили об авве Амое, что он болел и лежал без движения много лет, но никогда не позволял своему помыслу рассматривать внутренность кельи и пересчитывать, какие вещи в ней лежат. Ему, как немощному, приносили разные яства. Когда ученик входил или выходил, или клал перед ним еду, старец смыкал глаза, чтобы не видеть, что именно принес брат. Такую строгость старец соблюдал даже в немощи и хранил себя, чтобы не потакать гортанобесию и не искать чего–либо ублажающего его желания. Он довольствовался с радостью всем, что готовил и приносил ему ученик. Постараемся и мы по возможности подражать этому старцу.