Диалоги

Неизвестный. Я прошу тебя разъяснить мне это.

Духовник. Непременно. Ибо здесь лежит ответ на твой вопрос о взаимоотношении закона и благодати. Ты знаешь теперь, что конечная цель нравственного совершенствования христианской жизни - стяжать Духа Святого Божиего. Именно это состояние есть Царство Божие внутри нас, именно в этом состоянии наше спасение. Именно оно есть начало той блаженной жизни в Боге еще здесь, на земле, о которой предрек Спаситель всем уверовавшим в Него как в Сына Божия и пребывающим в Его Святой Церкви. Но как же стяжать Святого Духа? Что для этого должен сделать человек! Он должен соблюдать закон.

Неизвестный. Нет. Мы оправдываемся не делами закона, а верою, благодатью.

Духовник. Подожди. Ты говоришь начало фразы, забывая ее конец, и вспоминаешь конец фразы, забывая ее начало.

Неизвестный. Не понимаю. Разве не сказано, что человек оправдывается верою независимо от дел закона?

Духовник. Сказано.

Неизвестный. Но тогда не при чем закон.

Духовник. Человек оправдывается не исполнением закона - это первая половина истины. А вторая ее половина: но Господь требует от нас его исполнения.

Неизвестный. В чем же тут примирение?

Духовник. В том, что соблюдение закона - не дает прав на спасение. Спасение через веру, через благодать, по милости Божией, но закон должен быть исполнен - это обязанность человека перед Богом.

Неизвестный. Я все же не могу понять, что ты под этим разумеешь?

Духовник. Рассмотрим с тобой, каково значение закона в отношении беспредельной задачи Богосовершенства и благодатного состояния, которое дается Духом Святым. Закон - это тот путь к достижению высшего состояния совершенства, прохождение которого требует личных усилий человека.

Исполнение нравственного закона - это то, что должен сделать человек. Именно об этом нравственном усилии говорится в следующих словах Спасителя: "...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). Но спасение, то есть жизнь в Боге, "Царство Небесное" - хотя и не даруется без этих усилий, но и одними этими усилиями не достигается. Оно есть действие благодати, и потому: "Помилование зависит не от желающего и не от подвизавшегося, но от Бога милующего" (Рим. 9, 16).

Я поясню тебе это таким примером: представь себе прекрасный дворец. Двери его закрыты. Дорога к нему трудная и опасная. И хозяин дворца говорит людям: "Хотите войти во дворец?" Двое из них отвечают: "Хотим". Хозяин говорит: "Я могу отворить двери дворца вам, и тогда вы войдете в него". Они отвечают: "Но что мы должны для этого сделать?" - "Дойти до его дверей, пройти указанный мною путь". И вот оба они идут. Доходят до дверей, стучатся в них, двери не отворяются, они снова стучат, и опять не отворяются двери. Хозяин испытывает пришедших: что у каждого из них на сердце, с чем пришли к нему. И вот один человек говорит: "Почему ты не отворяешь мне? Я же прошел весь путь. Я мучился, страдал, постился, молился, соблюдал заповеди Твои. Теперь Ты должен отворить мне двери дворца. Я имею право на жизнь в нем. Ты сам сказал - приходи и будешь жить у меня. Я пришел, а Ты меня не пускаешь".