Spiritual Aspects of Christianity

У одних людей с другими можно найти столько различий, сколько у меди или железа с деревьями или кустарниками. Поэтому должно избирать воздержание по мере сил каждого (8,333).

И на то надо обращать внимание, чтобы чрезмерностью воздержания не ослабить тела, не сделать его ленивым и неспособным к более важным занятиям. Святитель Василий Великий (8,334).

Но кто будет превышать меру строгости, тот неизбежно превзойдет и меру послабления. Кто допускает такую неравномерность, тот, без сомнения, не устоит в состоянии совершенного спокойствия, то изнемогая от чрезмерной скудости, то обременяясь излишеством (53, 84).

Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый, в соответствии со своими силами, состоянием тела и возрастом, вкушал столько пищи, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует стремление к сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры: то чрезмерно постится, то пресыщается,- тот вредит как молитве, так и целомудрию. Молитве потому, что не может быть бодрым, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и часто молиться. Целомудрию же потому, что тот огонь плотской похоти, который возжигается от чрез-мерного употребления пищи, продолжается даже и во время стро-гого поста. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (Авва Моисей 53, 201).

Как должно остерегаться пресыщения, точно так должно остерегаться и излишнего воздержания (112, 270).

Святые Отцы приписывают желающему внимать себе,.. умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище (108, 298).

Постараемся мудро устроить состояние нашей плоти, давая ей столь много пищи и сна, чтобы она не изнемогла излишне и оставалась способной к подвигам, и давая их столь мало, чтобы она постоянно носила в себе мертвенность, не оживая для движений греховных. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 204).

Блажен, кто приобрел воздержание

Велика награда за воздержание, и нет предела его величию. Поэтому подлинно блажен, кто приобрел воздержание (25, 32).

Блаженны воздержанные, потому что их ожидают райские радости (25, 386).

За то воздержание, каким изнурил ты себя здесь, красота твоя воссияет в брачном чертоге. Преподобный Ефрем Сирии (29, 297).

Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь-изнуряя плоть, воздержание освящает ее. Святитель Василий Великий (5, 47).

Невоздержанность омрачает.., обезображивает душу, живого делает мертвым, побуждает к совершению беззаконий, возбуждает склонность к удовольствиям, умножает ненависть, будит вожделения. Святитель Иоанн Златоуст (43, 910).

Воздержание порождает помышление о смерти и память желчи и уксуса, которые вкусил наш Владыка и Бог. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 210).