Spiritual Aspects of Christianity

Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия (111, 177).

Между Евангельскими заповедями и крестом-чудное сродство! Делание заповедей привлекает на плечи делателя крест, а крест совершенствует, утончает нашу деятельность по закону Христову. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 134).

Служит Христу тот, кто, отвергнув тяжкое сатанинское иго грехов, носит благое иго Христово, по слову Его: "Возьмите иго Мое на себя" (Мф. 11, 29). Благое иго Христово означает заповеди Его, святые и легкие, ибо "заповеди Его нетяжки" (1 Ин. 5, 3). Что легче, чем любить, как сказано выше? Он заповедует нам любить друг друга: "Сие заповедаю вам, да любите друг друга" (Ин. 15, 17). А от любви все добрые дела проистекут, как ручьи от источника, ибо любовь есть корень добрых дел (1 Кор. 13, 1-8 и 13). И кто имеет истинную христианскую любовь, тот носит иго Христово и заповеди Его исполняет и так Ему служит (104, 787).

Не только тот противится Христу, кто учения Его не приемлет и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто Его воли и Его заповедей не исполняет и противно Его святому учению живет, не делая того, что Христос повелевает. Всякий такой-противник Христу, хотя и имя Его исповедует, и говорит Ему: "Господи. Господи!". Таким Он и отвечает: "что вы зовете Меня: Господи! Господи!-и не делаете того, что Я говорю?" (Лк. 6, 46)... Кто против Христа? Тот, кто против Его воли, мысли и желания поступает. Всякий беззаконный христианин, прилепившийся миру сему и полагающий в нем все свое утешение, есть противник Христу, ибо Христос отводит нас как от грехов, так и от любви к миру сему Своим учением и делом. Святитель Тихон Задонский (104, 793).

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: "Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его" (2 Ин. 1, 6),-сказал Иоанн Богослов (111, 260).

Исполнение заповедей, предшествующее соединению ума с сердцем, отличается от исполнения заповедей, последующего соединению (112, 117).

Всеоружие Божие-все Евангельские заповеди. Поправший одну из них, попрал все собрание их, весь закон. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (110, 162).

Мы становимся сынами Света

При исполнении Божиих заповедей созревает внутри нас, как некий многочастный плод, любовь, милосердие, благость, кротость, смирение, терпение искушений, непорочность и чистота сердца, при которой мы удостаиваемся видеть Бога. И чистое сердце озаряется благодатью и просвещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни, хотя мы этого и не знаем (61, 15).

Где со тщанием исполняются заповеди Божии, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После этого явления Спасителя приходит и совершенная любовь (61, 112). Чем более христианин преуспевает в делании заповедей Божиих, тем более душа его очищается, озаряется и просвещается, и удостаивается видеть откровения великих таин, глубины которых никогда не видел и совершенно не способен видеть никто из тех, кто не достиг такой чистоты (61, 133).

Постараемся же сохранить Божественные заповеди и очистить сердца свои слезами и покаянием, да узрим Христа, этот Свет Божественный, и да стяжем Его еще здесь, в настоящей жизни, обитающим в нас, да оживотворит Он души наши благодатью Всесвятого Духа и да питает их сладостью ожидаемых благ Царствия Своего (60, 180).

Бог есть Свет, и Он сообщает светлости Своей тем, с которыми соединяется, по мере очищения их. И тогда погасшая лампада души, то есть омраченный ум, познает, что зажглась и засветилась, потому что объял ее божественный огонь. О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, потому что ни душа его при этом не отделяется от ума, ни тело от души. Так как Бог вступает в единение со всем человеком, с его душою и телом, то и он становится тройственным по благодати, состоящим из тела, души и Божественного Духа, от Которого принял благодать (60, 228).

Когда мы веруем от всей души, сокрушенно каемся, мы зачинаем в сердцах Своих Бога Слово, как Дева, имея души свои девственными и чистыми. И как Пресвятую Деву не опалил огонь Божества, ибо Она была пренепорочна, так и нас Он не опаляет, когда сердца наши чисты и непорочны, но бывает в нас небесной росою, источником воды живой, потоком Жизни Вечной (60, 395).

Покорные Богу и неуклонно соблюдающие заповеди Его в меру и с воздержанием причащаются и временных благ, благодаря за них Бога, и от этих видимых и временных благ возводятся к Невидимым и Вечным за то, что повиновались Царю всех Богу и соблюдали повеления Его. Те же, которые поступают против заповедей Божиих, находятся на противной Богу стороне, вместе с диаволом, поскольку сделались врагами Бога (61, 376).