Достоевский о Европе и славянстве

458. Там же, с.379.

459. 1Тим.4:4-5.

460. Тит.1:15.

461. "Братья Карамазовы", с.350-351.

462. Кол.1:16.

463. П.А. Флоренский. Op. cit., c.310.

464. "Братья Карамазовы", с.350.

465. Там же, с.356.

466. Там же, с.350.

467. "Подросток", т.VIII, с.392.

468. "Подросток", т.VIII, с.392.

469. "Братья Карамазовы", с.381.

470. Там же, с.379.

471. Там же, с.351.

472. Таковыми были: св. Сергий Радонежский (XIV в.) и прп. Серафим Саровский (XIX в.), принимали медведя, как гостя. Св. Пахомий (IV в.) и св. Феодора преодолевали реку Нил на крокодиле. Сам Господь Христос "был со зверями" в пустыне (Мк.1:13). - П.А. Флоренский, op. cit., с.305.

473. "Идиот", с.346.

474. "Дневник писателя", т.X, с.87.

475. "Братья Карамазовы", с.383. В романе "Бесы" (с.140) одна старица, живущая в монастыре, говорит: "Всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на поларшина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься"

476. Там же, с.344.

477. Там же, с.343-344.

478. "Идиот", т.VI, с.594.

479. "Братья Карамазовы", с.380.

480. Там же, с.427-429.

481. Там же, с.430-431.

482. "Сон смешного человека", "Дневник писателя", т.XI, с.132-136.

483. Курсив Ф.М. Достоевского.

484. Там же, с.140-141.

485. "Идиот", с.241.

486. "Братья Карамазовы", с.366,368,587-588,700,712.

487. Там же, с.347.

488. Там же, с.93 и 339.

Тайна Европы

Все человеческие мысли, все ощущения, все человеческие дела в своем конечном выражении заканчиваются только двумя путями: или в человекобоге, или в Богочеловеке. Между этими полюсами протекает вся творческая жизнь рода людского как в духовном, так и в материальных планах. Хочет человек того или нет, но он служит или человекобогу, или Богочеловеку, содействуя тем самым преуспеванию в мире или человекобожества или Богочеловечества. Не только главное, но и единственное направление всякой человеческой жизни на земле - это направленность или к человекобожеству, или богочеловечеству. Все божества различных религий на нашей планете, в сущности, только разнородные виды и облики двух божеств: человекобога и Богочеловека.

Люди всегда это ощущали, но в полноте сие открылось только верующим человеческим умам. Среди них на первом месте - Достоевский. Различные проблемы человеческого духа он свел к двум главным: к проблеме Бога и к проблеме человека. Но и эти две проблемы, по сути, одна. Это - "проклятая проблема" человеческой личности. Тот, кто решил эту проблему, решил тем самым и другие проблемы; это - главное убеждение Достоевского. Тысячелетиями человек решал "проклятую проблему" человеческой личности и не мог ее решить. Окончательно и в полноте решил ее только Богочеловек. Он решил ее Своим Богочеловечеством, человек же своим человекобожеством не смог разрешить эту проблему.

Веками Европа мучилась над решением "проклятой проблемы" человеческой личности, и разрешить ей эту проблему никак не удавалось, ибо она всегда решала проблему человеком и человекобогом, а не Богочеловеком. Достоевского очень мучил идейный и моральный хаос Европы, долго он искал причину этого хаоса и, в конце концов, нашел ее. Нашел в римокатолицизме.