Достоевский о Европе и славянстве

Цивилизации "непогрешимого" европейского человека надо противопоставить цивилизацию славянского всечеловека, которая, как на фундаменте, вся построена на Богочеловеке. "Надо, - утверждает любимый идеолог Достоевского князь Мышкин, - чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, Которого мы сохранили и Которого они не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся..." [599] "Мы только отвергаем, - пишет в своем "Дневнике" Достоевский, - исключительно европейскую форму цивилизации и говорим, что она нам не по примерке" [600]. Главное - сберечь самую большую драгоценность нашей планеты - Богочеловека Христа. А Он весь в Православии, во всем Своем Божественном совершенстве и со Своими вечными ценностями. "Чтобы сберечь Христа, т.е. Православие, - говорит Достоевский, - надо сберечь себя, стать самим собою. Дерево плодоносит тогда, когда разовьется и укрепится. А потому и Россия должна осознать, какой драгоценностью она одна-единственная обладает, с тем, чтобы отбросить немецкое и западническое ярмо и стать самой собою с ясным осознанием цели" [601].

Спасение человека, в особенности европейского человека, от того отчаянного самоуничтожения, к которому ведет "непогрешимый" гуманизм, состоит в полном и всеусердном усвоении Богочеловека. Обоготворение человека - самая роковая болезнь, которой больна несчастная Европа. Исцелить эту болезнь может только один лекарь - Богочеловек и только одно лекарство - Православие. Во всех своих идеях и в делах Европа преклоняется перед человеком, она, по сути, человекоцентрична, Православие же во всем преклоняется перед Христом, и поэтому - христоцентрично. С одной стороны: тайна над тайнами - человек, а с другой - Богочеловек. Достоевский искренне мучится и одной и другой тайной, которые обе были ему близки: над одной он печалится и плачет, другой - радуется и восхищается. Когда он едет в Европу, он приходит туда не как судья, но как печальный ее богомолец. "Я хочу в Европу съездить, - говорит Иван Алеше, - и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое дорогое кладбище. Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, - в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище и никак не более. И не от отчаяния буду плакать, а лишь просто потому, что буду счастлив пролитыми слезами моими" [602].

Своей "непогрешимостью" и гордой самодостаточностью европейский человек осудил себя на смерть, после которой, по законам людской логики, нет воскресения, а Европу превратил в обширное кладбище, из которого не воскресают. Но славянский всечеловек в своей евангельской грусти и в своей всечеловеческой любви чувствует, верует и знает: только благой и чудесный Богочеловек может победить смерть, воскресить каждого мертвеца, обессмертить каждого смертного и европейское кладбище превратить в питомник воскресения и бессмертия.

Примечания

582. Курсив Ф.М. Достоевского.

583. "Преступление и наказание", т.V, с.252-253.

584. "Дневник писателя", т.XI, с.24.

585. "Подросток", т.VIII, с.58.

586. "Зимние заметки о летних впечатлениях", т.III, с.45-46.

587. Там же, т.III, с.46.

588. "Дневник писателя", т.XI, с.247-248.

589. Курсив Ф.М. Достоевского.

590. Курсив Ф.М. Достоевского.

591. "Дневник писателя", т.XI, с.248-249.