Church History

(14) Филон сообщает в той же книге много и других подробностей отерапевтах, но мне показалось необходимым выбрать то, что определяет в основном их церковную жизнь. (15) Если комуто покажется, что все сказанное характеризует не только жизнь по Евангелию, но применимо и к другим людям, помимо тех, о ком сейчас речь, то пусть он убедится следующими словами филона: если он мыслит здраво, они будут для него свидетельством непреложным. Он пишет так:

(16) "Заложив сначала в душе, как некую основу, воздержание, они на нем воздвигают другие добродетели. Никто из них не притронется ни к пище, ни к питью до захода солнца: по их суждению, размышление достойно света, сумерки соответствуют телесным потребностям. Потому они отводят первому целый день, а последним - малую часть ночи. (17) Некоторые, особенно жаждущие познания, не вспомнят о еде и через три дня; иные так ликуют и наслаждаются на богатом пир}/ мудрости, щедро их поучающей, что постятся вдвое дольше и едва через шесть дней что-то, по необходимости, вкушают - так вошло у них в привычку".

Мы думаем, что слова Филона, ясные и неопровержимые, относятся к нашим подвижникам. Если кто закоснеет в несогласии по жестокосердию, пусть оставит сомнение: да убедят его яснейшие доказательства, которых нигде нельзя найти, кроме христианской веры по Евангелию. (19)

(20) Несколько ниже он излагает это более ясно:

"Они толкуют Святое Писание иносказательно. Весь закон представляется этим людям как нечто похожее на живое существо: расположенные в порядке слова - это тело, а душа - это невидимая мысль, скрытая под словами; проникнуть в нее и стремится главным образом эта секта, чтобы увидеть в зеркале слов отраженную в них, всё превосходящую красоту мыслей".

(21) Стоит ли говорить об их собраниях в одном и том же месте, о том, чем занимаются особо мужчины и особо женщины; об их обычных - у нас и доныне совершаемых - подвигах: посте, особенно в дни Страстей Спасителя, всенощных бдениях, внимательном чтении слова Божия. (22) Упомянутый писатель очень точно сообщает в своем сочинении об этих обычаях; соблюдаются они и поныне только у нас: всенощное бдение перед великим праздником, подвиги, с этим сопряженные, привычные для нас гимны, когда один запевает в благозвучном ритме, остальные слушают и подхватывают только последние слова гимна; в эти дни спят на земле, подостлав солому; не берут в рот ни вина, ни мясного, как сам он говорит; питье у них только вода, приправа к хлебу - соль и иссоп.

(23) Кроме того, Филон пишет об иерархии служащих литургию - об обязанностях диаконов, о предстоятельстве епископа, который выше всех. Желающий в точности со всем этим познакомиться может узнать обо всем из повествования упомянутого писателя. (24) Что Филон писал, имея в виду первых провозвестников евангельского учения и обычаи, изначально переданные апостолами, - это ясно каждому.

Богатый словом, широкий в своих рассуждениях, возвышенный в созерцании Святого Писания, Филон дал различное и многообразное его истолкование. Проследив сначала в сочинении, озаглавленном "Иносказания святых законов", последовательную связь событий в книге Бытия, он затем по отдельным главам ставит недоуменные вопросы и разрешает их; книгу эту он озаглавил: "Недоуменные вопросы и решение их в книгах Бытия и Исхода". (2) Есть у него еще особые работы, посвященные разным вопросам: "О земледелии" - две книги; "О пьянстве" - столько же книг; есть и другие под разными соответственными заглавиями: "Чего желает и от чего отвращается здравый разум", "О смешении языков", "О бегстве и нахождении", "О собраниях ради воспитания", "Кто наследник Божественного, или О делении на равные и противоположные части", "О трех добродетелях, которые вместе с прочими описал Моисей"; кроме того, "Об изменении имен и причинах этого" - в этом сочинении, по его словам, написано о первом и втором Заветах. (4) Есть его книга "О переселении и жизни мудреца по правде, или О неписаных законах", а также "О гигантах, или О неизменяемости Божества", "О том, что сны, по мнению Моисея, посылаются Богом". Это то, что дошло до нас и касается книги Бытия. (5) На книгу Исхода мы знаем: "Недоуменные вопросы и решение их" - книги 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я; "О скинии", "О десяти заповедях", "О законах, относящихся к главному в десяти заповедях" - книги 1-я, 2-я, 3-я и 4-я; "О жертвенных животных и о видах жертв", "О наградах, обещанных законом добрым, и о наказаниях и проклятиях злым".

(6) Кроме того, говорят о сочинениях его в одной книге, как-то: "О Провидении"; составлено им рассуждение "О иудеях", "Политик", еще "Александр, или О том, что все бессловесные животные имеют разум"; "Великий грешник есть раб" и как продолжение - "Всякий добродетельный человек свободен".

(7) После этих работ составлены им: "О жизни созерцательной, или О молитвенниках" - следуя ей, мы изложили то, что касается жизни мужей апостольских; "Объяснение еврейских имен в Законе и у пророков" считается также его работой. (8) Филон прибыл в Рим при Гае и свое сочинение о богоненавистничестве этого императора озаглавил в насмешку "О добродетелях". Рассказывают, что при Клавдии он прочел его всему римскому сенату, и книги Филона удостоены были помещения в библиотеках.

(9) В это же время, когда Павел завершал свое путешествие от Иерусалима до Иллирика, Клавдий изгнал иудеев из Рима, Акила и Прискилла, уйдя вместе с другими иудеями из Рима, высадились в Асии и жили вместе с апостолом Павлом, укреплявшим вновь основанные там Церкви. Об этом сообщает нам святая книга Деяний.

Клавдий еще управлял государством, когда в Иерусалиме на празднике Пасхи произошло такое восстание и такой мятеж, что из иудеев, силой пробивавшихся к выходу их из храма, тридцать тысяч погибло, будучи растоптано. Праздник обернулся горем для всего народа и плачем для каждого дома. Так рассказывает слово в слово Иосиф.