Evangelist, or Commentary on the Gospel of Luke

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. Эта речь стоит в связи с предыдущей. Поскольку выше Господь учил хорошо управлять богатством, то справедливо присовокупляет и сию притчу, которая примером случившегося с богачом указывает на ту же самую мысль. Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что им предлежит в будущем, так и злостраждущих научить, что они будут благополучны за то, что переносят здесь. Богача в притчу Господь взял без имени, поскольку он недостоин и именоваться пред Богом, как и чрез Пророка сказано: "не помяну имен их устами моими" (Пс. 15, 4). А о нищем упоминает по имени, ибо имена праведных записываются в книге жизни. Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь о нем упомянул, взяв его в притчу как явного и известного. - Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. "Пиршествовал блистательно", сказано, и не то, чтоб ныне - да, а завтра - нет, но "каждый день", и не то, чтобы умеренно, но "блистательно", то есть роскошно и расточительно. А Лазарь был нищий и больной, и притом "в струпьях", как сказано. Ибо можно болеть и, однако ж, не быть в ранах, а от сих увеличивается зло. И повержен был он у ворот богатого. Новая скорбь видеть, что другие с избытком наслаждаются, а он томится голодом. Ибо он желал насытиться не роскошными яствами, но крошками от них такими, которыми питались псы. Никто не заботился и об излечении Лазаря: ибо псы облизывали раны его, так как никто не отгонял их. Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести - сопровождения и несения Ангелами. "Умер и богач, и похоронили его". Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Поэтому и по смерти его он не Ангелами возводится, но низводится в ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места. Словами "похоронили его" Господь намекнул на то, что душа его получила в удел преисподнее и мрачное место.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Как Адама, изгнав из рая, Господь поселил перед раем (Быт. 3, 24), чтобы страдание, повторяющееся при постоянном виде рая, давало Адаму яснее чувствовать лишение блаженства, так и сего богача осудил пред лицом Лазаря, чтобы видя, в каком состоянии находится теперь Лазарь, богатый чувствовал, чего он лишился чрез бесчеловечие. Почему же богатый увидел Лазаря не у другого кого из праведных, но на лоне Авраама? Поскольку Авраам был гостеприимен, а богатого нужно было обличить в нелюбви к гостеприимству, поэтому богатый и видит Лазаря с Авраамом. Сей и мимо проходящих приглашал в дом свой, а тот презирал и лежащего внутри дома. Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму? Может быть, он стыдился, а может быть, думал, что Лазарь помнит его зло, и по своим делам заключал и о Лазаре. Если я (мог он думать), наслаждаясь таким счастьем, презирал его, угнетаемого таким несчастьем, и не уделял ему даже крошек, то тем более он, презренный мной, вспомнит зло и не согласится оказать мне милость. Поэтому-то он обращается со своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Что же Авраам? Он не сказал богачу: бесчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе? теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но как? "Чадо"! Смотри на сострадательную и святую душу. Мудрец какой-то говорит: смиренную душу не возмущай. Поэтому и Авраам говорит: "чадо", давая чрез сие знать ему, что именовать его так милостиво даже теперь в его власти, но и только, а что более сего он ничего не властен сделать для него. Что могу, то уделю тебе, то есть голос сострадания. Но чтобы перейти отсюда туда, это не в нашей воле, ибо все заключено. "Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое". Почему Авраам не сказал богачу: ты приял, но получил? Слово "получить обратно" мы обыкновенно употребляем о тех, кои получают то, чем им должны были. Чему же мы научаемся? Тому, что хотя некоторые осквернили себя злодеяниями, хотя дошли до крайней степени злобы, но когда-нибудь сделали же они одно или два добрых дела. Поэтому и богач имел какие-нибудь добрые дела, и так как он в благоденствии здешней жизни получил воздаяние, то и говорится, что он получил доброе" свое. "А Лазарь - злое". Может быть, и он совершил одно или два злых дела и в скорби, которую здесь претерпел, получил за них должное воздаяние. Поэтому он утешается, а ты страждешь. "Пропасть" означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Ибо как произволения их были различны, так и обители их имеют большую разность, когда каждый получает воздаяние соответственно произволению и жизни. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет все во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген. - Что такое "ад"? Одни говорят, что ад есть подземное мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом. - "Лоном Авраамовым" называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани; поскольку и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения. - Обрати внимание и на то, что в день тот обидчик увидит, в какой славе будет обиженный им, а сей в свою очередь увидит, в каком осуждении будет обидчик, подобно как здесь богатый увидел Лазаря, а сей - опять богатого.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему; у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает просьбу о других.

Ибо очевидно, он имел бы явиться им во славе, если бы нужно было быть ему проповедником, достойным вероятия. Что же сказал Авраам? "У них есть Моисей". Ты, - говорит, - не так печешься о братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним бесчисленных наставников. А богач говорит: "нет, отче"! Ибо как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и о братьях своих и, судя по себе, говорит, что они Писаний не послушают, как и сам он, но если кто воскреснет из мертвых, поверят. Есть и ныне подобные люди, кои говорят: кто видел, что делается в аде? Кто пришел оттуда и возвестил нам? Пусть же они послушают Авраама, который говорит, что если мы не слушаем Писаний, то не поверим и тем, кто пришел бы к нам из ада. Это очевидно из примера иудеев. Они, так как не слушали Писаний, не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими, даже помышляли и убить Лазаря (Ин. 12, 10). Равным образом и после того, как при Распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27, 52), иудеи дышали на апостолов еще большим убийством. Притом, если б это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ныне ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Ин. 5, 39). Воскрешать мертвых (хотя) призрачно умудрился бы и диавол, и поэтому ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний, диавол не может ничего такого выдумать. Ибо они (Писания) суть светильник и свет (2 Пет. 1, 19), при сиянии которого вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых. - Можно понимать притчу сию и в переносном смысле, например, так, что лицом богача обозначается народ еврейский. Он прежде был именно богат, обогащен всяким знанием и мудростью, и речениями Божиими, которые честнее злата и камений многоценных (Притч. 3, 14-15). Он одевался в порфиру и виссон, имея царство и священство и сам будучи царским священством Богу (Исх. 19, 6). Порфира намекает на царство, а виссон на священство. Ибо левиты при священнодействиях употребляли облачения из виссона. Он и веселился на все дни блистательно, ибо всякий день утром и вечером приносил жертвы, которые носили и название бесконечности, то есть непрерывности. - Лазарем были язычники, народ, бедный Божественными дарованиями и мудростью и лежавший у ворот. Ибо язычникам не позволено было входить в дом Божий; вход их туда считался осквернением, как видно из книги Деяний. Асийские иудеи с возмущением кричали на Павла, что ввел язычников во храм и осквернил сие святое место (Деян. 21, 27-28). Язычники изранены были зловонными грехами и своими ранами питали бесстыдных псов, бесов; ибо язвы наши (духовные) для них удовольствие. Язычники желали питаться крошками, падающими от стола богача; ибо они не имели никакого участия в хлебе, укрепляющем сердце (Пс. 103, 15), и нуждались в пище тончайшей, немногой и разумной, как жена хананейская, будучи язычницей, желает напитаться крошками (Мф. 15, 22. 26 - 27). Что же далее? Народ еврейский умер для Бога, и кости его омертвели, так как он не делал никакого движения к добру. И Лазарь, что есть народ языческий, умер для греха. Иудеи, умершие в грехах своих, сожигаются пламенем зависти, ревнуя, как говорит апостол, о том, что язычники приняты в веру (Рим. 11, 11). А язычники, прежде бедный и бесславный народ, по справедливости живут в недрах Авраама, отца язычников. Авраам, быв язычником, уверовал в Бога и от служения идолам перешел к богопознанию. Поэтому и те, кои стали участниками в его обращении и вере, справедливо покоятся в его недрах, наследовав такую же, как и он, участь, обители и восприятие благ. Иудейский народ желает хотя одной капли от прежних законных окроплений и очищений, чтобы язык его прохладился и мог смело что-нибудь сказать против нас в пользу силы Закона, но не получает. Ибо Закон только до Иоанна (Мф. 11, 13). "Жертвы, - сказано, - и приношения Ты не восхотел" и далее (Пс. 39, 7). И Даниил предвозвестил: "запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых" (Дан. 9, 24), то есть прекратились и заключились. - Можешь ты и нравственно понимать эту притчу. Именно: будучи богат злом, не оставляй ума твоего терпеть голод и, когда он создан для стремления к небу, не повергай его долу и не заставляй лежать при воротах, но вводи его вовнутрь, и не стой вне, не блуждай, не лежи, но действуй. Это послужит тебе началом для разумной деятельности, а не наслаждения только плотского. И прочие части притчи удобно понимать в пользу нравственности.

Глава семнадцатая

Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему. Поскольку любостяжательные фарисеи роптали на Господа за то, что Он говорил о нестяжательности, то Он сначала сказал притчу о богатом и Лазаре, показывая им чрез нее, какое постигнет их наказание за привязанность к богатству; а потом обращает речь свою к ученикам о самих фарисеях, что они производят соблазн и удерживают других от Божественного пути и что за сие в удел их предлежит им "горе". Посмотрим же, что Он говорит. "Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят", то есть невозможно не прийти соблазнам или препятствиям в доброй и боголюбезной жизни. Ибо при многой злобе людей необходимо оказаться и множеству препятствий проповеди и истине. Но горе только тому, чрез кого они приходят, то есть виновнику их, каковы фарисеи, соблазняющие и препятствующие проповеди. Многие с недоумением спрашивают: если необходимо прийти соблазнам и невозможно проповеди не встретить препятствий, то за что же, Господи, ты осуждаешь и называешь несчастными виновников соблазнов? Они стали такими по необходимости, а все, что делается по необходимости, достойно прощения. - Знай же, что самая необходимость эта имеет начало в свободном произволении. Скажу яснее: Господь, видя злобу тогдашних людей, видя, как они прилежат злу и не избирают ничего доброго, сказал, что, судя по следствию из того, что теперь пред глазами, необходимо прийти соблазнам. Итак, злоба, которой люди услаждались, - дело произвола, а произведение соблазнов необходимо следовало от злобы; поэтому-то виновники соблазнов и достойны наказания. Можно пояснить это примером. Врач, видя, что такой-то ведет дурной образ жизни и предается неумеренности, может сказать, что он необходимо заболеет. Ужели эта болезнь необходима? Да, как следствие дурного образа жизни, необходима. Поэтому, горе препятствующим проповеди за то, что они дошли до такой злобы, что необходимо стало прийти соблазнам. И подлинно, человеку, производящему соблазны и препятствия, лучше, чтоб ему повесили жернов мельничный и бросили его в море, нежели чтоб соблазнить и совратить одного из малых, то есть верных. Поэтому Господь предостерегает учеников: "Наблюдайте за собою". Вот, - говорит, - Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин. 7, 5). Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: если брат твой согрешит против тебя, ты выговори ему наедине, и если послушает тебя, ты приобрел его, если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, и прочая, что евангелист Матфей (18, 15-17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот да будет тебе как язычник и мытарь, то есть мерзок и недостоин называться братом. Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: если и семь раз в день обратится, прости ему. А слово "семь раз в день" поставлено здесь вместо слова "многократно", подобно как в выражении: "даже бесплодная рождает семь раз" (1 Цар. 2, 5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, "семь раз в день" понимай вместо "многократно" и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что "семь раз в день" употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (18, 21-22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не до семи, но до седмижды семидесяти раз, обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.

И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пaшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё поведенное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

The Apostles believed in the Lord, but having come to the consciousness of their weakness, having understood that the Lord had spoken of something great, and having heard about the danger of temptations, they asked that the power of faith be multiplied in them, so that through it they might be able to fulfill what He had said, that is, regarding non-acquisitiveness. For nothing strengthens one's non-acquisitiveness so much as faith in God and firm hope in Him, just as nothing is more conducive to the accumulation of treasures than the unbelief that God is a great treasurer (treasurer), and His goodness is an inexhaustible treasury; moreover, with faith they can resist temptations. That is why the Apostles approach the Lord and say: "Increase faith in us," that is, show us to be the most perfect and firmer in the faith. The Lord, showing them that their request is good and that they need to firmly keep in mind that faith has great power, says: "If you had faith, you would transplant this fig tree as well." There are two great things here, namely, that what is rooted in the earth would, first, be moved from its place, and secondly, transplanted into the sea. And what can be planted in the water? Obviously, with these words the Lord shows the power of faith. Perhaps someone in the fig sense will understand the devil by "fig tree", since he invented for us the eternal worm and nourishes it with the thoughts he implants; for worms feed on fig leaves, from which silk threads come. In the same way, faith can uproot this fig tree from the human heart and cast it into the sea, that is, cast it into the abyss. - Having said this about faith, the Lord adds another very necessary teaching. What is it? The teaching that one should not be proud of perfections. Since faith accomplishes many things, and makes him who holds it a fulfiller of the commandments, adorning him with miracles, and because of this a person can easily fall into arrogance; therefore, the Lord warns the Apostles not to exalt themselves with perfections, setting a beautiful example. "Who," he says, "has a servant among you," and so on. This parable declares that one should not boast of any perfection, or even the fulfillment of all the commandments. For the slave has the necessary duty to carry out the commands of his master, yet the fulfillment of them should not be imputed to him perfectly. For if a servant does not work, he is worthy of wounds; and when he has done so, let him be content with the fact that he has escaped wounds, and should not demand payment for it. For to pay him, especially to give him something, depends on the generosity of the master. In the same way, he who works should not be exalted to God if he fulfills the commandments, for he has done nothing great. On the contrary, if he had not fulfilled, woe would have been to him, as the Apostle said: "Woe is me if I do not preach the gospel!" (1 Corinthians 9:16). In the same way, if he has received gifts, he should not boast of them, for the gifts were given to him by the mercy of God, and not because the Lord owed him anything. For it is the special duty of a slave to his master to do all his bidding. If we should not think anything great about ourselves even when we have kept all the commandments, then what happens to us when we do not fulfill even a small part of God's commandments, and even when we are proud? Pay attention also to the expression of the parable, which is first put "feeding", and then added "shepherding". For whoever needs to cultivate the land first, and only then take into his hands the pastoral office. He who has cultivated his flesh well, as if it were the earth, is worthy to be a shepherd for others. For whoever does not know how to govern his own house properly, how will he take care of the Church (1 Tim. 3:5)? Therefore, first cultivate yourself, and then shepherd others, as the Prophet Jeremiah said: "Plough for yourselves new fields" (Jeremiah 4:3), and then enlighten yourselves with the light of reason, by which the most important part of the pastoral office is signified.

Going to Jerusalem, He passed between Samaria and Galilee. And when he was entering into a certain village, ten lepers met him, who stopped afar off, and said with a loud voice, "Jesus the Teacher! have mercy on us. And when he saw them, he said to them, "Go and show yourselves to the priests." And as they went, they were cleansed. And one of them, seeing that he was healed, returned, glorifying God with a loud voice, and fell down on his face at his feet, giving thanks to him; and it was a Samaritan. Then Jesus said, "Have not ten been cleansed?" Where are the nine? how did they not return to give glory to God, except for this foreigner? And he said to him, Arise, go; Your faith has saved you.

And from this everyone can know that nothing prevents anyone from pleasing God, even if he be of a cursed race, as long as he has a good will. Behold, ten lepers met Jesus when He was about to enter a certain city. They met Him outside the city, for they, since they were considered unclean, were not allowed to live inside the city (Lev. 13:46). They stopped "afar," as if ashamed of their imaginary impurity, and not daring to approach the thought that Jesus also abhorred them, as the others did, raising their voices and asking for mercy. In place they stood afar, but after prayer they stood near. For the Lord is near to all who call upon Him in truth (Psalm 144:18). They ask for mercy not as from a simple person, but as from one who is higher than a person. For they call Jesus the Teacher, that is, the Master, the Guardian, the Overseer, which is very close to calling him God, He (Jesus) commands them (the lepers) to show themselves to the priests. For the priests examined them, and from them they decided whether they were clean from leprosy or not (Lev. 13). Priests had signs by which they noted incurable leprosy. And even then, when someone fell ill with leprosy and then recovered, the priests examined them, and they brought them a gift, which is prescribed in the Law. But here, when the lepers were indisputably such, what need was there for them to show themselves to the priests, if they had not been completely cleansed? The command to them to go to the priests indicated nothing else but that they would become clean. That is why it is said that they were purified as they walked the road. But look, as we said at first, out of ten people, nine, although they were Israelites, remained ungrateful. And the Samaritan, although he was of a strange generation, returned and expressed his gratitude (and the Samaritans were Assyrians), so that none of the pagans should despair, and none of those descended from holy ancestors should boast of this. - This miracle also hints at the general salvation that took place for the entire human race. The ten lepers signify the whole of human nature, leper with malice, bearing the ugliness of sin, living for its impurity outside the city of heaven and far from God. This very distance from God interceded for mercy. For for one who loves mankind and desires to save all and to do good to God, the strongest motive to mercy is to see that no one participates in goodness. For this very reason He bowed down to heal those who were in such a situation. And although He healed all leper nature, becoming incarnate and tasting death for every person, yet the Jews, despite the fact that on the part of the Lord they were cleansed from all the impurities of leper sin, turned out to be ungrateful and did not turn from their vain path in order to give glory to the Savior God, that is, to believe Him that He, the true God, was pleased to endure the most grievous sufferings. For the Flesh and the Cross are the glory of God. Thus, they did not recognize the Incarnate and Crucified Him as the Lord of glory. But the Gentiles, a strange people, recognized Him who purified them, and glorified Him by faith that God is so loving and powerful that for our sake He took upon Himself the utmost dishonor, which is the work of love for mankind, and having accepted it, He did not suffer any harm in His nature, which is the work of power.

And when he was asked by the Pharisees when the kingdom of God would come, he answered them, "The kingdom of God will not come in a visible way, and they will not say, 'Behold, it is here,' or, 'Behold, it is there.' For behold, the Kingdom of God is within you. He also said to his disciples, "The days will come when you will desire to see even one of the days of the Son of Man, and you will not see; And they shall say unto you, Behold, here, or, behold, there, go not and pursue not: for as the lightning flashing from one end of heaven shineth to the other end of heaven, so shall the Son of man be in his day. But first He must suffer much and be rejected by this generation.

The Lord often mentioned the Kingdom of God in His teaching. But the Pharisees, hearing of it, laughed at the Lord, and therefore began to ask when it would come, in the form of a mockery of Him, as at an eccentric preaching about an unusual and strange subject. For none of the former teachers and prophets mentioned it (the Kingdom of God). Or, perhaps, having in mind their intention to kill Him for a short time, they approach Him with a question, in order to prick Him and ridicule Him, as if to say: Thou speakest of the Kingdom, when will this Thy Kingdom come? For in the morning Thou shalt be delivered up by us to death, Thou shalt ascend to the cross, and Thou shalt receive much other disgrace. What about Christ? He does not answer the foolish because of their foolish thought and folly (Proverbs 26:4), but leaves them to wander about the similarity of the name of the Kingdom, and does not reveal to them either what Kingdom He speaks of (for they would not have received), nor that this Kingdom is not like the kingdom of the world, but is the Kingdom of the world (John 18:36). Having kept silent about this, since they were unworthy to hear about it due to their arbitrary deafness, the Lord says about the time of the coming of the Kingdom that it is unknown and not subject to observation; for the Kingdom of God has no definite time, but is inherent in him who wills it at all times. For the Kingdom of God, without a doubt, constitutes life and self-arrangement in the image of the Angels. Then, it is said, truly God reigns when there is nothing worldly in our souls, but when we behave above the world in all things. And we have such a way of life within us, that is, when we want. For faith does not require either long time or travel, but faith, and after faith - a life pleasing to God, are close to us. Of this very thing the Apostle said: "The word is near to thee, in thy mouth and in thy heart, that is, the word of faith, which we preach" (Rom. 10:8). For to believe, and to walk worthy of the calling, and to believe, is within us. Thus, the Pharisees mocked the Lord for preaching a Kingdom that no one had preached. But the Lord declares that they do not understand such an object, which is within them and which it is very convenient for the wisher to attain. Now, when I am among you, you can surely receive the Kingdom of God if you believe in Me and decide to live according to My commandments. "He also said to the disciples, The days will come," and so on. That is, the Kingdom of God is inherent in you, as long as I am with you. It is inherent in you not only because you have believed in Me and followed Me, but also because you now live with complete carelessness, since I care and think about you. But when I am not with you, the days will come when you will be given over to dangers, you will be led to rulers and kings. Then you, as the Kingdom of God, will desire the present safe life, which you lead with Me, and will repeatedly desire to receive at least one of My days, that is, the days of My being with you, as the safest days. Though they (the disciples of the Lord), while they were with Him, did not lead a life without toil and danger, but endured flight with the fugitive and insult with the offended, yet if their former adventures are compared with future dangers, it turns out that they were then very safe. Therefore, even with such a way of life, that is, with small dangers and labors, the Kingdom of God was within the apostles; whereas after the Resurrection they were, as it were, captives and exiles. With these words the Lord prepares the hearts of the Apostles for labor and patience, and first tells them not to be offended (John 16:1). "And they will say to you," he says, "behold, here, or, behold, there, do not go and do not chase." Do not listen," he says, "to anyone's conviction that I have come here or there. For My second coming, most glorious and glorious, will not be confined to any place, and as lightning is not hidden, but appears from one end of the earth on the other, so will My second coming be bright and manifest, and will not be hidden from anyone. Therefore, do not give in to the temptations of false Christs. Formerly I appeared in a manger, and was in humiliation for thirty years, but then it will not be so: I will come in all glory, accompanied by angelic hosts, and in an instant. Then, since He predicted terrible calamities for them, comforting them and persuading them to endure them courageously, He sets Himself up for them as an example. Do not be amazed, he says, if such difficulties happen to you that they make you desire the return of My present presence with you. For I Myself, who am to appear as lightning, must first suffer much and be rejected, and then come in this glory. Let this be for you a conviction to virtue and an encouragement to patience, that is, look to Me and trust that glory will fall to you for enduring dangers and for rejection, just as I am.

And as it was in the days of Noah, so it will be in the days of the Son of Man: they ate, drank, married, and were given in marriage, until the day that Noah entered into the ark, and the flood came, and destroyed them all. Just as it was in the days of Lot: they ate, drank, bought, sold, planted, built; but on the day that Lot came out of Sodom, a rain of fire and brimstone poured down from heaven, and destroyed them all; so it will be in the day when the Son of Man appears. And here the Lord points to the suddenness and unexpectedness of His coming. For as in the time of Noah the flood suddenly came and destroyed everyone, so will His coming be. These examples, that is, the example of the people of the antediluvians and the Sodomites (before the fire), also hint that at the coming of the Antichrist all indecent pleasures will increase among people, that people will be dissolute and given over to criminal pleasures, just as the Apostle said that "in the last days men will be lovers of pleasure rather than lovers of God" (2 Tim. 3:1-2, 4). And it is not surprising that under the kingdom of the seducer, evil will flourish. For it is a haven for the malice of all sin. What else would he try to instill in the miserable generation of people of that time, if not his own qualities? For from the unclean, what can be made clean? And so, people will then be immersed in all sensual pleasures, as in the days of Noah, and they will not expect any trouble, not even believe if anyone speaks to them about the adventure of any calamity, like the people who lived in the days of Noah and in the days of Lot.

On that day, whoever is on the housetop, and his belongings in the house, let him not go down to take them; and whoever is in the field, do not turn back. Remember Lot's wife. Whoever saves his life will destroy it; but whoever destroys it will revive it.