Evangelist, or Commentary on the Gospel of Luke

И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его. Дева, будучи совершенно уверена в истине предсказанного Ей, славословит Бога, приписывая чудо не Себе, а Ему; ибо Он, - говорит, - призрел на Меня смиренную, а не Я воззрела на Него; Он явил Мне милость, а не Я Его взыскала. И "отныне будут ублажать Меня все роды", не одна Елисавета, но и роды верующих. За что же ублажать? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. - Наименовала Его "Сильным", чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. "Имя Его" назвала "святым", чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь в утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят. Не ко Мне одной "милость Его", но и ко всем боящимся Его; ибо не боящиеся Его, но совершенно недостойные не получают милостей. Сказав, что милость Божия "в роды родов", указала на то, что боящиеся Бога милость получают и в нынешнем роде, то есть в нынешнем веке, и в будущем роде, то есть в бесконечном веке; ибо и здесь получают во сто крат, а там еще более (Мф. 19, 29). Внимай: прежде душа величает Господа, потом дух радуется. Или что то же: величает Бога тот, кто ходит достойно Бога. Ты называешься христианином, - не умаляй же достоинства и имени Христова чрез недостойные дела, но величай оное чрез совершение великих и небесных деяний, Тогда и дух твой возрадуется, то есть духовное дарование, полученное тобой чрез великие дела, взыграет и благоуспеет, а не сократится и, так сказать, умертвится. Знай и то, что Писание, по-видимому, просто называет духом и душой одно и то же, но собственно оно различает. Ибо оно называет душевным человеком того, кто живет по естеству и руководится человеческими помыслами, например, в случае голода ест, врага ненавидит и вообще ни в чем не представляется возвышающимся над естеством; а духовным называет того, кто побеждает законы природы и не мудрствует ни о чем человеческом. Таково в Писании различие между душой и духом (1 Кор. 2, 14-15; Гал. 6, 8). Быть может, врачи различают их иначе, но нам нужно внимать Писанию, а врачи пусть заблуждают.

Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Мышца Отца - Сын; итак, Бог и Отец в Сыне Своем явил власть и силу над природой, ибо при воплощении Сына природа побеждена: Дева родила, Бог соделался человеком, а человек - Богом. Господь "рассеял надменных" бесов, изгнав их из душ человеческих и послав одних в бездну, а других - в свиней. Можно разуметь и об иудеях, которых рассеял по всякой стране и которые и поныне в рассеянии. "Низложил сильных с престолов", то есть бесов, которые господствовали над людьми и в душах человеческих имели престолы, покоясь в них. Но и фарисеи суть сильные как похитители принадлежащего бедным и как учители, имеют престолы, с коих они низложены. "Вознес смиренных" людей или язычников, коих грех смирил; вознес их, даровав им сыноположение; подобно как и алчущих, тех же самых, то есть язычников (ибо они не имели писаний, закона или заповедей), исполнил благами от Писаний, а иудеев, богатящихся законом и заповедями, выслал вне Иерусалима, горного и дельного, лишенными всякого блага. Ибо иудеи ныне не имеют ничего, хотя и кажутся имеющими. "Воспринял Израиля, отрока Своего". Говорится или о чувственных израильтянах, ибо многие десятки тысяч и из них уверовали, и исполнилось обетование Бога Аврааму, сказавшего ему: "и благословятся в тебе все племена земные" (Быт. 12, 3); или говорится об Израиле духовном, ибо всяк видящий Бога называется Израилем, так как имя сие означает: видящий Бога; итак, воспринял сих видящих Бога, возведя в небесное наследие. - Мария пребыла с Елисаветой около трех месяцев, потом возвратилась. Поскольку Елисавета имела родить, то Дева удаляется ради множества имеющих собраться к рождению, ибо Деве неприлично находиться при таких обстоятельствах. А из того, что Дева возвратилась при наступлении для Елисаветы времени родить, видно, что Ангел пришел к Марии в шестой месяц от зачатия Предтечи; да Мария пребыла с Елисаветой около трех месяцев; вот почти и девять месяцев.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. Дева пребыла с Елисаветой около трех месяцев, быть может, потому что поражена была чудом и нуждалась в некотором утешении, какое могла находить в пребывании с Елисаветой; но когда приблизилось рождение, она удалилась. "Елисавете же настало время родить"; нужно заметить, что о грешниках не говорится - исполнилось время родить, но только там это говорится, где рождающийся праведен. Ибо роды грешников обыкновенно несовершенны и неполны, и лучше бы для них, если б они не рождались. - Почему имя давалось после обрезания? Потому, что прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя. Иначе: обрезание означает отвержение плотских свойств, ибо никто не достоин именоваться воином Божиим и быть вписанным по имени в книге небесной, прежде чем отвергнет и отсечет плотские свойства. Елисавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица. А может быть, Иоанн и сам назначил себе имя; ибо он сообщил матери пророчественный дар. Захария, не будучи в силах объявить им знаками, просит дощечку; и когда он относительно имени дитяти оказался совершенно согласен с женой, все удивились, ибо не было сего имени в родстве их, и никто не мог сказать, что оба они уговорились об этом еще прежде времени. Иоанн - значит благодать Божия; поэтому и отец тотчас получил благодать и пророчествует прежде о Христе, а потом и о сыне.

И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали. "Воздвиг рог спасения", то есть силу и царство спасительное. Ибо "рог" означает или силу, так как рогатые животные имеют силу в рогах, или царство, ибо цари помазывались из рога. Христос есть Сила и Царство Отца; итак, для нас восстал рог спасения - Христос. Ибо Он, по-видимому, почивал, когда не обращал внимания на многие грехи и долготерпел идолобесие; но когда Он воплотился в последние времена, Он восстал и сокрушил всех ненавидящих нас бесов, и не продолжает уже покоиться и долготерпеть. Воздвиг "в дому Давида", то есть в Вифлееме; ибо там Он родился. Вифлеем, разумеется, город Давидов, как говорили пророки. Ибо все они говорили о воплощении, а Михей упомянул и о доме Давидовом, то есть Вифлееме, говоря: "и ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь" (Мф. 2, 6 и Мих. 5, 2). - "Сотворил милость" не только с живыми, но и "с отцами нашими", ибо благодать Христова простерлась и на них, хотя они уже умерли. Именно: нам живым Он даровал надежду воскресения, и мы воскреснем; но не мы только удостоимся этого благодеяния, а и те, кои прежде скончались. Ибо вся природа получила это благо. И иначе: "сотворил милость с отцами" в том, что исполнил ожидания их, ибо чего они надеялись, то увидели на Христе исполнившимся. Да и детей своих видя в блаженстве от толиких благ, отцы радуются и, участвуя в радости, принимают милость, как бы для них самих сделанную. О каком упомянул завете и о какой клятве, данной Аврааму? Без сомнения, о сей: "благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое" (Быт. 22, 17). Авраам действительно умножился теперь, когда все народы чрез веру сделались его сынами; ибо как он уверовал, так и они чрез веру сделались ему сынами. - "Небоязненно - (по церковно-славянски - без страха) - по избавлении от руки врагов наших". Часто иные избавляются, но со страхом и многими трудами, и борьбой; а Христос распялся за нас без всякого с нашей стороны труда и избавил наконец без страха, то есть без опасности. Для чего же Он избавил нас? Не для того ли, чтобы мы жили в удовольствиях? Нет, но для того, чтобы мы служили Ему, и не день, не два, но всякий день, и служили не плотским только поклонением и служением, но "в святости и правде" (по церковно-славянски - преподобием и правдою). Преподобие есть праведность в отношении к Богу, а правда - справедливость в отношении к людям. Например, кто держит себя в удалении от священных предметов и не прикасается нечестиво к вещам божественным, но сохраняет совершенное уважение к тому, что досточтимо, тот преподобен; равно преподобен и тот, кто почитает родителей, ибо и они суть домашние боги. А кто ни любостяжателен, ни хищник, ни вор, ни прелюбодей, ни блудник, тот - праведен. Таким образом должно служить Богу "преподобием", то есть благоговением к божественным предметам, и "правдою", то есть похвальным образом жизни в отношениях человеческих, служить пред Ним, а не пред людьми, как человекоугодники и лицемеры.

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыщешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прошении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.Кажется странным, что Захария говорит такие слова дитяти, ибо с младенцем, ничего еще не понимающим, не свойственно беседовать. Можно на это сказать, что дитя сие как рождение имело необычайное, - ибо в пришествие Марии оно играло и пророчествовало в утробе, - так ничего нет невероятного, если оно и после рождения понимало слова отца. "Предьидешь, - говорит, - пред лицем Господа", оставив меня вскоре. Ибо Захария знал, что немного спустя он лишится Иоанна, так как сей имеет удалиться в пустыню. Зачем же "предвидеть"? Затем, чтобы "приготовить пути Ему". А пути суть души, к коим Господь приходит. Итак, Предтеча приготовил души к тому, чтобы в них ходить Господу. Как же он приготовил их? Чрез сообщение людям познания о спасении. Спасение есть Господь Иисус. Итак, Иоанном преподано людям познание о спасении, то есть о Христе, ибо Иоанн свидетельствовал об Иисусе. Познание заключалось в отпущении грехов, ибо Господь иначе не был бы и признан Богом, если б не отпускал грехов народу. Ибо отпускать грехи свойственно Богу. А Он простил нам грехи по благоутробию милости, а не за наши дела; ибо мы не сделали ничего доброго, а Он, называемый Восток, призрел на нас свыше. Ибо Он есть Солнце правды и воссиял нам, бывшим во тьме, то есть в грехе. Два зла господствовали над природой человеческой: незнание о Боге, в котором находились язычники, и грех, который имели евреи, хотя и знали Бога. Итак, Он явился природе человеческой, чтобы просветить и "сидящих во тьме", то есть в неведении и безбожии, и сидящих "в тени смертной", то есть в грехе. А грех есть тень смерти в том, думаю, смысле, что как тень следует за телом, так где смерть, там и грех. Например, из того, что Адам умер, ясно, что был и грех. Равно и смерть Христову найдешь не без греха, ибо Христос умер, но за наши грехи. Поэтому грех, всегда сопровождаемый смертью, справедливо называется тенью смерти. Можно и другое сказать на это, и, думаю, мы сказали при изъяснении Евангелия Матфея. Но достаточно ли только воссиять омраченным? Нет; нужно еще направить ноги наши на путь мира, то есть праведности. Ибо как грех есть вражда с Богом, так праведность - мир. Итак, путь мира есть праведный образ жизни, к которому направил стопы наших душ воссиявший свыше Христос. - Отроча возрастало телом и укреплялось духом, ибо с телом возрастало и духовное дарование; и чем более росло дитя, тем более обнаруживались и силы духа, так как орудие (тело) было способно вмещать их. - Для чего Иоанн был в пустынях? Для того чтобы ему жить вне злобы многих и, не стыдясь (ложно) никого, обличать с дерзновением, - ибо если б он был в мире, то, быть может, от сожительства и общения с людьми утратил бы чистоту; - а вместе и для того, чтобы, когда будет проповедовать о Христе, пользоваться полным доверием, как пустыннику и превосходящему других жизнью. В пустынях скрывался он дотоле, когда Бог благоволил явить его народу израильскому.

Глава вторая

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество. Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю - кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит апостол: "не делайтесь рабами человеков" (1 Кор. 7, 23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ. - Господа справедливо назвал Сыном Девы, "Первенцем", хотя никакого другого она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой. - Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей - место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс. 48, 13. 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей - нам. Итак, мир - ясли, а мы - неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.

In that country there were shepherds in the field, who kept a night watch over their flock. Suddenly an angel of the Lord appeared to them, and the glory of the Lord shone upon them; and they were afraid with great fear. And the angel said to them; Don't be afraid; I bring you good tidings of great joy, which shall be to all men: for this day is born unto you in the city of David a Saviour, who is Christ the Lord; and this is a sign for you: you will find a child wrapped in swaddling clothes, lying in a manger. And suddenly there appeared with an angel a multitude of heavenly hosts, glorifying God and crying out: Glory to God in the highest, and on earth peace, good will toward men! The angel appears to the shepherds because of their simplicity of disposition and gentleness, since they apparently imitate the way of life of the righteous, for the ancient patriarchs, Jacob, Moses and David, were shepherds. The angel did not appear in Jerusalem to the Pharisees or the scribes, for they were the receptacle of all wickedness; and those, not being treacherous, were vouchsafed divine visions. The Lord showed by this that from the very beginning He chose and made preachers those who were simpler than others, for they went and began to preach about all these things. "The angel has preached great joy, which," he said, "will be for all people; actually for the people of God. For not all Jews are God's people. But the incarnation of God was a joy for the entire human race. - What does the song of the Angels mean? Without a doubt, the gratitude of the high ranks and the joy that we, who live on earth, have been blessed. For they say: thank God, peace has now come to the earth. Formerly, human nature was at enmity with God, but now it has become so reconciled that it has become in union with God and united with Him in the incarnation. And so, do you see the peace of God with man? It can be understood in another way. The Son of God Himself is the world, as He speaks of Himself (John 14:27; 16:33). Thus, the very world, the Son of God, appeared on earth. And "in men there is goodwill," that is, the repose of God; for now God has rested and found the pleasure of God in men, whereas before He did not favor and did not find in men the pleasure of Himself.

When the angels departed from them to heaven, the shepherds said to one another, "Let us go to Bethlehem and see what has happened there, what the Lord has announced to us." And they came in haste, and found Mary, and Joseph, and the child lying in a manger. And when they saw it, they told them what had been announced to them about this Infant. And all who heard were amazed at what the shepherds told them. These pastors are the image of spiritual pastors – bishops. Thus, the bishops must guard their flock and play, that is, sing something spiritual and teach the people, and then they will be worthy of divine visions and hearings. Bethlehem means the house of bread. What other house of bread is this, if not the church, in which this bread is stored? Thus, the task of verbal pastors is to seek the heavenly bread, and when they see this bread, it is their duty to preach to others, just as pastors, when they saw the Infant, communicated Him to others.

And Mary kept all these words, composing them in her heart. And the shepherds returned, praising and praising God for all that they had heard and seen, as they had been told. What words did the Virgin keep? Others say that those whom the angel spoke to her, and those whom the shepherds told her. She observed them and composed them in Her heart, that is, she discussed and found in all of them one concordant thought that Her Son is God. And it seems to me that here the words are called events; it is said as it were: Mary kept all the words, that is, those events of which I am now speaking, and through this I make them words. For an event, when it is spoken of, becomes a word. The pastors returned with gratitude to God for everything; for they were not envious like the Jews.

At the end of the eight days, when the child was to be circumcised, they gave him the name Jesus, which the angel had called before he was conceived in the womb. And when the days of their purification according to the law of Moses were fulfilled, they brought him to Jerusalem, to present him before the Lord, as it is prescribed in the law of the Lord, that every male child that opens the bed should be consecrated to the Lord, and that two turtledoves, or two young pigeons, should be sacrificed according to the law of the Lord. When the Law gave commandments, then those who transgressed them were cursed. Thus, the Lord is circumcised, so that, having fulfilled the Law in this and omitted nothing of what it commanded, He may redeem us from the curse. Let them be ashamed of those who say that He was incarnate in a phantom, for how is he circumcised if he was incarnate in a phantom? It is useless to investigate where the cut part is located. For it is not proper to seek out that of which the Scriptures are silent. And it is completely useless. It can be said that after being cut off, it fell to the ground and sanctified it, just as the blood and water flowed from His side. And in a way known to Him, He preserved this particle unharmed, and after the Resurrection He took it up again, so that in this respect He would not be found to be lacking; just as we also in the resurrection will receive our body whole. Note that the Lord was conceived not immediately as the Angel said: "And behold, thou shalt conceive," but after this, when He willed. For see what here says, "That which was called by the angel before he was conceived in the womb." This is evident from the saying itself, for he did not say: "Thou shalt conceive," but "Thou shalt conceive." From this we can conclude that the Lord was conceived at that time, but not at the very moment when the Angel spoke, but perhaps when He finished speaking. However, we do not say this in the affirmative. "When the days of their purification according to the law of Moses were fulfilled." He said well, "according to the law of Moses," for verily the Virgin had no need to wait for the days of purification, which, in the case of a male birth, were forty. The Law says: "A woman shall conceive (conceive of seed) and bear a male child" (Lev. 12:2); but the Virgin did not conceive of seed, but gave birth of the Holy Spirit. Therefore, she had no need, but came to the temple with a desire to fulfill the law. Why, then, in the case of the birth of a male, are there seven days of purification, and twice as many days of purification for a female? "If a woman," it is said, "conceives and bears a male child, she will be unclean for seven days... But if she gives birth to a female child, she will be unclean for two weeks during her purification" (Lev. 12, 2, 5)? For she who gave birth to the male sex brings another Adam into the world, and she who gave birth to the female sex gives birth to another Eve - a weak and weak vessel, a broken clay vessel, a reed of deceit, a teacher of disobedience. - The words of the Law: "That every male child who opens his couch should be consecrated to the Lord" were fulfilled in Christ alone; for He Himself opened the bed of the Virgin, while in other mothers the bed is opened by the husband. - The law commanded that a pair of turtledoves should be brought to show that procreation was from pure marriage. For the turtledove is said to be a chaste bird, so that, having lost its male, it does not copulate with another. If the parents did not have turtledoves, then they brought two pigeon chicks, so that the life of this child would serve for many children; for the dove is a bird of many fruits.

At that time there was a man in Jerusalem named Simeon. He was a righteous and godly man, seeking the consolation of Israel; and the Holy Spirit was upon him, and it was foretold to him by the Holy Spirit that he would not see death until he saw the Christ of the Lord. And he came by inspiration to the temple. And when the parents brought the child Jesus to perform a lawful rite on him, he took him in his arms, blessed God, and said, Now dost thou let thy servant go, O Lord, according to thy word, in peace, for my eyes have seen thy salvation, which thou hast prepared before the face of all nations, a light for the enlightenment of the Gentiles, and the glory of thy people Israel. but he was a God-loving man; he expected Christ to come, the comforter of the Jews and the deliverer from the slavery of sin, and perhaps even from the slavery of the Romans and Herod. For whoever believes in Christ is truly free and honored by kings and all men. Look at the apostles. Were they not slaves of the Romans? And now the kings of Rome revere and worship them. This Simeon, moved by the Holy Spirit, ascended to the temple when the Mother brought the Lord, and, taking Him in his arms, confessed that He was God. For to say, "Now Thou dost let Thy servant go, O Lord," could be he who confessed that He was the Lord of life and death. See how the saints consider the body to be bonds. Wherefore he says, "Now thou hast loosed," as if thou hast loosed from bondage. "According to Thy word": speaks of the prophecy he received that he would not die until he saw Christ. "In peace" instead of: in tranquility. For a man, as long as he lives, is troubled, as David says (Psalm 38:7); but the dead are in the world. "In peace" can be understood in another way, namely: with the receipt of what is expected. Before I saw the Lord, I, he says, was not calm in thoughts, but waited for Him, and always thought with care when He came: and now that I have seen Him, I have calmed down, and have ceased to think, I am departing. "Salvation" was the name given to the incarnation of the Only-begotten, which God prepared before all ages. He prepared this salvation in the presence of all people. For for this He became incarnate, that He might save the world, and that His incarnation might be manifested to all. This salvation is "a light for the enlightenment of the Gentiles," that is, for the enlightenment of the darkened Gentiles, "and for the glory of Israel," for Christ is truly the glory of the people of Israel, because from Him He shone forth, and the truly prudent find greatness for themselves in this. Thus says Simeon. And it seems to me that the words of David are also appropriate for this Simeon: "With long days I will satisfy him, and I will shew him my salvation" (Psalm 90:16).

Joseph and His Mother were amazed at what was said about Him. And Simeon blessed them, and said unto Mary his mother, Behold, this one lies for the fall and for the rising up of many in Israel, and for the object of reproach, and for thy own soul the sword shall pierce thy soul, that the thoughts of many hearts may be revealed. Simeon blessed both of them, and turned his speech to the true Mother, leaving the imaginary father. "Behold," he says, "this one lies for the fall and for the rising of many in Israel"; for the fall of the unbelievers, and for the believers to rise. Or in other words: the Lord lies for the fall of evil, nestling in our souls, and for the rising of good; Fornication falls, chastity rises. It can be understood in another way: Christ lies "to fall" instead of: He Himself has to suffer and be subjected to death, and through His fall many have to rise. So, after the words: "On the fall," put a full stop, then begin: "And on the rising of many." The sign is the cross, which to this day finds contradiction to itself, that is, is not accepted by the unbelievers. The Incarnation of the Lord is also called a sign, and a wondrous sign, since God became man, and the Virgin became the Mother. And this sign, that is, the incarnation of Christ, is contradicted. For some say that the body is from heaven, others that it is illusory, and others talk about something else. "And to Thee (the Virgin) the sword shall pierce thy soul." Perhaps He calls the sorrow that occurred during Her suffering a weapon, or perhaps the temptation that came to Her at the sight of the Lord crucified. For She may have thought how He was crucified, slain and spat upon, Who was born without seed, worked miracles, raised the dead. "Let the thoughts of many hearts be revealed." This means that the thoughts of many who are offended will be revealed and revealed, and when they are convicted, they will find a speedy healing. For example, You, Virgin, will open up and be revealed in your wisdom about Christ, then you will be confirmed in faith in Him. In the same way, Peter turned out to be rejected; but the power of God appeared, who again received him through repentance. And in other words: the thoughts of many hearts were revealed, when the traitor was revealed, and those who loved Him were revealed, such as, for example, Joseph, who came to Pilate, and the women who stood at the Cross.

There was also Anna the prophetess, the daughter of Phanuel, of the tribe of Asher, who had reached a very old age, having lived with her husband from her virginity for seven years, a widow of eighty-four years old, who did not leave the temple, serving God day and night by fasting and prayer. And at that time she came and glorified the Lord, and spoke of Him to all who were waiting for deliverance in Jerusalem. And when they had done all things according to the law of the Lord, they returned to Galilee, to their city of Nazareth. But the child grew and was strengthened in spirit, being filled with wisdom, and the grace of God was upon him. The Evangelist stops at the story of Annas, enumerates her father and tribe, so that we may know that he is telling the truth, since he invites as it were many witnesses who know the father and the tribe. Together with others, she "glorified" the Lord, that is, thanked Him, and conveyed to everyone about the Lord that He is the Savior and the consolation of us who await redemption. - And when all things had been done, they returned to Galilee, to their city of Nazareth, Bethlehem was also their city, but as their fatherland, and Nazareth as their place of residence. - Jesus grew in body. Although He could have reached the measure of manhood from the very womb, then He could have seemed like a ghost; therefore He grows little by little. With age, the wisdom of God the Word was manifested. For He was wise, not according to His success in teaching; Away with such a thought! Inasmuch as He revealed His innate wisdom little by little, it is said that He succeeded and was strengthened in spirit in accordance with His bodily age. For if He had shown all His wisdom in His very first age, He would have seemed monstrous. And now, revealing Himself, as much as possible, in accordance with His age, He fulfilled the economy, not accepting wisdom. For what would be more perfect than that which is perfect from the beginning? However, He reveals His inherent wisdom little by little.