Bible. Old Testament

обличение грехов Израиля и соседних народов (Ам. 12 гл.);

обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (Ам. 35 гл.);

предсказание о Суде Божием (Ам. 5,1826);

последние главы (Ам. 69 гл.) содержат пять видений Суда Божия;

в заключение книги пророк Амос предсказывает о духовном возрождении людей.

Книга пророка Осии

Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама II, приблизительно за 740 лет до Р.Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 году. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк был вынужден с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним Завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка о том, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие.

Содержание Книги пророка Осии:

о неверной жене и неверности Израиля (Ос. 12 гл.);

о верности Божией (Ос. 3 гл.);

обличение Израиля (Ос. 47 гл.);

Суд Божий над Израилем (Ос. 810);

ряд кратких бесед на ранее затронутые темы (Ос. 1114 гл.);

заканчивается книга обещанием спасения праведным (Ос. 14 гл.).

Книга пророка Исаии

В первой половине VIII века до Р.Х. жил Исаия один из величайших пророков всех времен. Наделенный от Бога высокими духовными дарованиями, Исаия принадлежал к высшему обществу и имел свободный доступ в царский дворец. Он обладал широким государственным кругозором и крупным поэтическим талантом. Сочетание в нем этих исключительных качеств делают его книгу уникальной в древней письменности. Книга пророка Исаии изобилует предсказаниями о Мессии, о Его благодатном Царстве и о новозаветных временах, благодаря чему пророка Исаию называют "ветхозаветным евангелистом". Пророк Исаия, сын Амоса, родился в Иерусалиме около 765 года до Р.Х. К пророческому служению двадцатилетний Исаия был призван особым откровением Божиим, когда он увидел Бога Саваофа, сидящего на престоле и окруженного Ангелами (Ис. 6 гл.). Исаия проходил свое пророческое служение при иудейских царях Азарии, Иоафаме, Ахазе и Езекии. Известно, что он имел жену и двух детей. Закончилась пророческая деятельность Исаии в 8 год царя Манассии мученической смертью, когда он, по преданию, был перепилен деревянной пилой (Евр. 11, 37). Кроме книги пророчеств, он описал деяния царей Озии и Езекии (которые, впрочем, не дошли до нас) и привел в порядок семь последних глав Притчей Соломоновых (Притч. 25, 1). При царях Азарии (Озии) и Иоафаме иудейский народ был заражен идолопоклонством, которое еще больше усилилось при Ахазе. Против Ахаза пошли войной цари Факей Израильский и Рецин Сирийский. Ахаз послал большие подарки ассирийскому царю Феглатфаласару, и тот победил Факея и Рецина, на Ахаза же наложил тяжелую дань. Пророк Исаия ободрял народ во время нападения Факея и Рецина и дал царю знамение победы над ними в пророчестве о рождении Мессии от Девы (см. Ис. 7, 14). Но пророк укорял Ахаза за обращение за помощью к ассирийскому царю. Сын Ахаза, царь Езекия, был благочестив. Однако нравственность настолько пала среди городских жителей, что пророк уподобил их нечестивым язычникам, некогда истребленным Богом. В особенности пророк вооружался против судей и лиц, стоящих у кормила власти, обязанность которых была защитить невинных и заботиться о справедливости. За эти вопиющие беззакония пророк предсказывает, что отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный, это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост (Ис. 9, 1415). Не безупречны были и служители храма и богомольцы, которых пророк обличает в бездушном исполнении обрядов и лицемерии. Скорбь пророка из-за грехов народа вылилась в следующей молитве: Все мы сделались как нечистый, и вся праведность наша как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас. И нет призывающего имя Твое, который положил бы крепко держаться за Тебя; поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое и оставил нас погибать от беззаконий наших. Но ныне, Господи, Ты Отец наш; мы глина, а Ты образователь наш, и все мы дело руки Твоей. Не гневайся, Господи, без меры, и не вечно помни беззаконие. Воззри же: мы все народ Твой (Ис. 64, 69). Но пророк верит в силу покаяния, и что нет греха, превышающего милосердие Божие: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1, 1620). В 14 год правления Езекии Сеннахирим Ассирийский напал на Иерусалим. По молитвам царя и пророка 185-тысячное ассирийское войско было поражено Ангелом Божиим, и город был спасен (Ис. 3637 гл.). Некоторое время спустя царь Езекия смертельно заболел, но по молитвам пророка получил чудесное исцеление (Ис. 3839 гл.). Соседями израильтян были сирийцы, ассирияне, вавилоняне, египтяне и эдомляне. Они постоянно угрожали вторжением в Иудею, и евреи были вынуждены или отбиваться от них, или платить им дань. Цари иудейские среди таких непрерывных столкновений нуждались в надежном руководителе, и таковым для них Господь послал Исаию, который предупреждал царей и народ об опасности, ободрял и предсказывал о судьбе еврейского народа, о судьбе соседних народов и о грядущем спасении через Отрока-Мессию. Особое место у пророка Исаии занимают предсказания относительно Вавилонского царства, которое пророк отождествляет с царством зла последних времен, а его царя с антихристом антимессией. Поэтому многим элементам пророчеств о Вавилоне предстоит еще исполниться (см. Ис. 14, 21; 4647 гл., ср. Отк. 1617 гл.). В 2425 главах Книги пророка Исаии говорится о суде над вселенной. Пророчества Исаии отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказание о страданиях Спасителя (Ис. 53 гл.) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при Кресте.

К числу наиболее ярких пророчеств Исаии относятся:

о рождении Эммануила от Девы (Ис. 7, 14);

о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия (Ис. 35, 56);

о Его кротости и смирении (Ис. 42, 14);

и о других делах Его, о чем подробнее написано в главе "Ветхий Завет о Мессии";