Conversations on the Gospel of Mark

Необходимо познавать Бога.

Всякий любящий… знает Бога, — свидетельствует апостол Иоанн. — Кто не любит, тот не познал Бога (1 Ин. IV, 7–8). Следовательно, познавший Бога не может не любить Его. Особенно, познавая любовь Божию, проявленную к нам, мы воспитываем в себе чувство ответной любви.

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. IV, 19).

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою (1 Ин. III, 16).

Итак, познавайте Бога, познавайте любовь Его, особенно явленную в искупительной жертве Господа, положившего за нас душу Свою. Изучайте жизнь Спасителя, Его личность, Его характер, Его деятельность и учение, историю Его страданий. Перед вами откроется личность высокая, необыкновенная, святая, характер чистый, благородный, который нельзя не полюбить.

Яснее представьте себе шаг за шагом, момент за моментом всю эту удивительную жизнь: ночь Рождества… Дивного Младенца, променявшего ради нас престол неба на связку соломы… Убожество пещеры и холод ночи… Воспитание в Назарете… Бедность и необходимость упорного труда… Пост в пустыне и ужас искушения… Скитание по Палестине без Своего угла, без крова… Назойливые толпы народа, и эту постоянно кроткую улыбку… Слова милосердия и сострадания… Чудеса исцелений и благословение детей… Шпионство фарисеев и сгущающуюся все более вокруг него ненависть… Звон сребреников и предательство Иуды… Гефсиманию с ее предсмертной тоской… Треск факелов и поцелуй предателя… Измену учеников и полное одиночество… Возмутительно жестокий и несправедливый суд… Крики возбужденной, озлобленной толпы: "распни, распни Его!" Крестный путь… Голгофу… Распятие… Последний вздох и этот предсмертный крик: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

И когда ярко и отчетливо пройдет перед вами вся эта страдальческая жизнь с ее позором и болью, с ее унижениями и тоской, с ее одиночеством и любовью и когда поймете вы, что вас любил и жалел Он, за вас молился и страдал, — тогда острое чувство сострадания и благодарности пронижет сердце… А это — начало любви.

Наконец, великое средство развития любви к Богу, соединяющее с Ним непосредственно и дающее почувствовать сладость этого единения, — это искренняя, сердечная молитва.

Глава XII, ст. 35–44

Данный отрывок Евангелия заключает в себе три отдела, три темы по видимости мало связанные между собою.

Стихи 35–37 заключают в себе мысль, основанную на 109-м псалме Давида, что Христос-Мессия есть Бог.

Стихи 38–40 содержат в себе предостережение против духовных вождей Израиля, книжников и фарисеев, и указание на их главнейшие пороки.

В стихах 41–44 рассказывается эпизод о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты.

Несмотря на внешнюю несвязанность повествования, между этими тремя отделами есть несомненная внутренняя связь.