Православие и современность. Электронная библиотека

Но и в те дни гонимые проповедники Христа найдут возможность со славою проявить свое христианское достоинство и обнаружить силу и спасительность Христова учения. Они смело и открыто обнаружат свою преданность учению Господа Иисуса Христа и с глубокою силою вдохновения будут доказывать истинность и спасительность Его учения.

Глубоко действенными, дышущими силою и величием, речи исповедников будут потому, что Сам Господь чрез Духа Святого даст им премудрость и силу разума; получат они этот дар, чтобы успешно бороться с усиливающимся злом. Так было и в первое время существования Церкви Христовой, когда сила гонителей грозила разрушить дело Божие. История мучеников полна описания чудесных проявлений помощи Божией, укреплявшей страдальцев, дававшей необычайную выносливость и безболезненность их плоти и возбуждавшей даже в мучителях сознание истинности и высоты христианской религии...

Верующие последних времен должны быть людьми высокого духовного подъема. Собственные духовные силы и дары Божии дадут возможность им удерживаться в вере и благочестии среди развращения и безверия большинства людей. Но сила зла не ослабеет от того, что верующие противостанут ей при помощи Божией. Противодействие еще более может распалять злобу и ненависть погибших для добра людей.

Но если бы и так - чем враги могут повредить верующим, если и будут совершать над последними внешние насилия и даже убьют их? Если сохранена душа, то смерть тела ничего не значит. "И не убойтесь убивающих тело, души же не могущих убить", - сказал Господь (Мф. 10, 28). Отсюда - утешительное: если душа не погибла, то о временном разрушении тела нечего печалиться: оно по всеобщем воскресении снова восстанет в полной неприкосновенности.

Да даст же нам Бог силу быть мужественными и не боязливыми. Все в Его власти. Он сказал: "но и волос с головы вашей не погибнет". И: "терпением вашим содержите души ваши" (Лк. 21, 18-19). Дай, Боже, быть нам всем Богоносцами и Христоносцами, храмоносцами и святоносцами (Еф. 5, 1-2), дивно и неизреченно преображаясь в нового, небесного человека.

На смерть архиепископа Виталия

Отошел от нас в лучший мир архиепископ Виталий (Максименко). Владыка Виталий не имел личной жизни, он все отдавал Церкви; весь ушел в интересы церковной жизни. Церковь была его первой любовью, заботы распростирались до самозабвения. Огромный след оставил в этом мире владыка Виталий. Ушел от нас праведник - мир еще более потемнел и приблизился плотнее к своей катастрофе...

"Тебя ли учить, - говорил митрополит Антоний при хиротонии во епископа архимандрита Виталия, - как защищать себя от грехов, свойственных воспринятому тобою званию, то есть от гордости, тщеславия и роскоши? Ты им чужд, так как твоя душа проникнута всепрощением и кротостью. Ты это доказал, когда был осыпан насмешками и изгнанием от фанатиков и даже побоями от нечестивых еретиков. Воспринял гонение от тех, кто недостоин твоей левой руки".

И сам владыка Виталий писал о своих тяжких переживаниях: "Этот состав телесный, выработанный организмом из окопных пайков, из скупого хлеба в польском каземате, из продуктов румынского сборного лагеря, - этот состав, вышедший было из подчинения душе, готов был распасться в гниль, но теперь вновь дух взял в нем власть и поведет его к жизни и подвигу" ("Мотивы моей жизни"). "Так и русский народ - пришел после тяжкой, смертельной болезни в сознание и ощутил, что он единый, могучий, исполинский организм: какими хлебами он до сих пор ни питался, но и в нем душа и кровь одна - русская. Русскими глазами и умом посмотрел он на действительность и всеми фибрами души своей почувствовал, что в большевизме его смертельная отрава, и решительно, единодушно отвратился от него. О, какое отвращение, ненависть родились в русской душе к этому обольстившему ее яду".

Теперь нам необходимо оглянуться назад. 1908 год. Почаев. Вспоминается высокий, смуглый, аскетической наружности монах в архимандритской мантии - это отец Виталий. Его характерное лицо, с редкой маленькой бородкой, задумчиво и сосредоточено; тонкий, строгий профиль и смиренно склоненная голова напоминает одухотворенные фигуры святых.

Его труды колоссальны. Он основал типографию братства, был миссионером, проповедником, нес и другие монастырские обязанности.

Говорил он просто, хладнокровно, но понятно, убедительно и логично, говорил медленно, немного растягивая слова, с легким выговором на "о". Его красноречие не блистало ораторскими эффектами, не возбуждало нервов, не обольщало воображения, но глубоко проникало в сердце и покоряло ум здравым смыслом, ясными, продуманными доводами и искренностью убеждения. Таковы все его речи, проповеди и сочинения...

Да, духовная сила русских - в патриотизме и крепкой преданности Православной вере. Часто одно только старинное сказание, родная песня, разрушенная церковь, могила славного предка являются достаточным основанием для пробуждения души народа, сотню лет жившего в плену. На Волыни много таких полуразрушенных памятников прежней казацкой силы и свободы. 260 лет оставалось заброшенным и позабытым место геройской смерти казаков за Родину и веру; то место - под Берестечком, и там погибло тридцать тысяч казаков, которые сражались против трехсот тысяч польских и других войск. Это была последняя казацкая жертва за Отечество, - доведенные до отчаяния малороссы присоединились к России. Все эти 260 лет побелевшие казацкие кости валялись на том месте непогребенными, их пахали плугами и сеяли на них пшеницу и просо. Проходя с крестным ходом в 1908 году, их случайно заметил архимандрит Виталий. Местные крестьяне, указывая на эти кости, говорили: "Злодеи и те имеют могилы, а эти деды наши, сложившие свою жизнь за нашу веру и счастье, до сих пор не похоронены". Когда отцу Виталию рассказали об этом, он с обычной своей энергией взялся за это дело, разбивая нашу русскую косность; выкупил землю у еврея, выстроил там скит и нижнюю пещерную церковь, где за стеклом были сложены груды казацких костей. Сюда стали стекаться тысячи богомольцев, и весь день и ночь служили панихиды. Перенесли сюда же старинную деревянную церковь, в которой причащались пред битвой погибшие здесь казаки, и поставили ее на тех костях, "да в детях к Родине любовь зажгут отцов могилы".