Православие и современность. Электронная библиотека

Бог образовал в человека пыль от земли - земли, которая дала рай. Он образован не вполне из той земли, которая произвела животных, и составлен из нее более тонким, так сказать, особенно художественным действием творческой силы Божией. По этой стороне состав его невысокий и более хрупкий, чем у животных ("Пыль", ср.: Быт. 3, 19).

Но что еще более, даже бесконечно, до власти возвышало человека над животными, так это вдутое в лице его (букв.: "в ноздри", откуда дыхание, символ жизни) "дыхание жизни", "дух", понятие более широкое, которое в такой связи означало бы Духа Божия, и не "душа", животная душа, которая является результатом этого вдохновения ("...и бысть человек в душу живу"), а какое-то особое дыхание Божие, неотделимо отделившееся от Самого Бога и давшее человеку право на название "божественный"...

Не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46). У не-христиан душевная жизни проходит вполне автономно: люди продолжают ходить своими путями (Деян. 14, 16). Христианством началась духовная фаза жизни. Эта фаза закончена во Христе и с Ним сокрыта в Боге с тем, чтобы откровение ее чрез явление Христа было откровением и в жизни каждой отдельной личности. Духовное - скрытое состояние каждого христианина. Оно скрыто в процессе личной жизни и в тайниках Божественной воли. "Когда душа взойдет к совершенству Духа, очистившись от страстей, и придет в неизреченном общении в единение с Духом Утешителем и срастворяемая Духом сама сподобится стать духом, тогда делается она вся оком, вся духом, вся радостию, вся упокоением, вся радованием, вся любовию, вся милосердием, вся благостию и добротою. Как в морской бездне камень отовсюду окружен водою, так и люди, проницаемые Духом Святым, уподобляются Христу, имея в себе добродетели духовной силы, внутренно пребывая непорочными и чистыми. Обновленные Духом как могут производить наружно плод порока? Напротив того, всегда и во всем сияют в них плоды Духа" (Св. Макарий Египетский). Душа одухотворяется, преображается, перемещая центр личной жизни в духовную область и тем самым возвращаясь в свое естественное состояние. Душа остается душою, пока не создана для нее духовная обстановка. Святой Дух внутренне, таинственно, и внешне, чрез слово, проникает до разделения души и духа. Это значит: руководимая свыше человеческая личность получает возможность рассматривать себя в двойной перспективе: с одной стороны, она развивается в условиях текучего времени, с другой - в ней совершается откровение вечности; с одной стороны она живет жизнью всей природы, с другой - ей свойственна жизнь духовная. "Душе, истинно во Христе верующей, должно из нынешнего порочного состояния перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменит в естество иное, божественное и сделается естеством новым при содействующей силе Святого Духа. Тогда она может стать своею для Царства Небесного. Достигнуть же этого возможно только нас, верующим, любящим Господа и исполняющим святые заповеди Его... Господь здесь еще пошлет легкого, удободвижного, благого и небесного Духа Своего, и Им душу, погрязшую в водах лукавства, облегчит, окрылит, изнесет в небесные высоты, претворит и изменит собственное ее естество" (Св. Макарий Египетский).

Однако душа в своих двойственных состояниях остается целостной, неизменной в связи со своим телом до последнего дня (1 Фес. 5, 23). И если бы было иначе, то и тело наше, подобно Христову, изменилось бы в духовное тело славы. Дух в земных условиях бытия не есть личный независимый центр жизни, а лишь известное состояние человеческой души: дух усвояется Апостолом лишь возрожденному человеку. Духом у Апостола названа душа, как седалище Бога Живого, воспринявшая благодать и действующая в сфере Святого Духа (2 Кор. 6, 1, 6, 16), а скверною - возвращает вспять (14-15 ст.). Плоть противостоит духу. Душевное в порядке бытия должно вырасти в духовное. Как тело без души мертво, так и душа без духа мертва...

Человек поставлен в необходимость подходить к христианской культуре отрицательным путем: самоотречения и борьбы с духом мира сего на арене собственной плотяности. Апостол молится о восстановлении человеческой природы силою Святого Духа. Действующая сила Божия не остается без практического результата и для данного времени, сохраняя целостной, не опороченной страстями природу христианина, и его тело и душу, украшенной духовными дарованиями. Душа одухотворяется, но все же остается неизменным носителем жизни до конца мира. Характерная черта христианина в том, что он - носитель Святого Духа, силою Которого изменяются его отношения к Богу, к миру и к самому себе. В нем идет процесс одухотворенности. Строится новое состояние души. И когда в процессе строительства в нем умножится благодать, тогда ничтожным делается для него страх смерти. Он уже на пути к праведности, и ради нее готов терпеть скорби, как нечто должное, ради будущих благ. Радость наполняет его душу и любовь торжествует в нем. Из под старого рубища выходит новое творение по Богу, новый богоподобный человек (2 Кор. 5, 17; Еф. 4, 24). Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти...

Сейчас прилично напомнить о той радости, которую Спаситель нам уготовал в будущей жизни. Выше души - дух, сила, обращенная к Богу и вещам Божественным. Враги духу - неверие, забвение Бога, бесстрашие, бессовестность, вражда к священному, отчаяние. Победа над ними: вера в Бога и преданность Ему, любовь, надежда на Него, сознание вездеприсутствия Бога, постоянное обращение ума и сердца к Нему, непрестанная молитва.

И еще - пребывание в храме, которое становится столь сладостным, что не хочется выходить из него. А когда кто входит в него, такую чувствует в себе силу, что не боится он никакого врага.

Таков путь и метод для постепенного созревания в духовного человека в этом кратком изложении.

Златоуст о писании

Епископ Феофан Затворник напоминает: "Господа ради не забывайте прочитывать святого Златоустого, какая бы книжка его вам ни попалась. Он писал просто, без приготовлений, так, как вещи зрелись его духом и мысли о том слагались в сердце. Многое у него с первого раза кажется ничтожным, но продолжайте далее и найдете сокровище, которому нет цены... В каждой почти беседе найдутся изречения, изображающие сокровеннейшую жизнь духа. Это изучайте и держите то в сердце на случай беды и нужды".

Опытный в делах духовных, великий Затворник дает добрый совет, дабы им воспользовались в изучении Писаний. Каждая строчка творений Златоустого может зажечь сердце и укрепить мысль в возвышенном впечатлении. В час нужный его мысли будут, как хлеб насущный для души. И тот, кто собирает их, делает то же, что тот, кто бережет копейку на черный день. У одного старца были исписаны все стены такими мыслями. Изречения эти родились в душе старца при чтении писаний отеческих. У иного возникли они при чтении слова Божия, а у некоторых, как бы луч солнечный проникал в сознание и изливался на бумагу в часы молитв и подвигов...

Златоустый на текст в посл. Колоссеем: "Слово Христово да обитает в вас обильно", пишет: "Да вселяются - учение, догматы, убеждения, по силе которых настоящая жизнь и ее благо - ничто. Если бы мы видели это, то никакие затруднения не показались бы нам непреодолимыми. Есть у тебя Слово Божие - никто не научит тебя так, как оно. Послушайте, прошу вас, все привязанные к этой жизни, приобретайте книги - врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретайте, по крайней мере, Новый Завет, Деяния Апостолов, Евангелие - постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случается ли утрата, смерть, потеря ближних - оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме. От незнания Писания - всякое зло. Легко спастись с Писаниями, а без них невозможно..."

Если такой независимый, широкий ум, как у епископа Феофана, искал однако подкрепления своим толкованиям у Златоуста, нам и подавно прилично искать разъяснений в свою очередь у епископа Феофана. Его толкования - самый великий и драгоценный подарок Церкви. Читаешь его, и в сердце - огонь; в уме - свет и очевидность. Божественное все, чрез ощущение в сердце, делается познанным. Богаче, утешительнее и назидательнее предмета для бесед и быть не может, как судьбы уст Божиих, то есть, все то, что Господу угодно было сказать нам, сделать для нас и установить среди нас, для нашего спасения. Душа очищается, когда слышишь Слово Божие, хотя бы и не удерживала в памяти всего, что слышала. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. Иной раз, читая Евангелие и послания, ум до того бывает занят Господом, что весь мир забывается совершенно, как будто ты в нем и не родился... Такова беспредметность содержания в Писаниях. Когда мы предадимся чтению Божественных Писаний, то и здесь, на земле достигнем блаженного состояния. Чтением их душа возбуждается и освещается сиянием солнца правды, освобождается от злых помыслов и наслаждается покоем и тишиной. Оно имеет такую же силу для души, какую чувственная пища для телесного здоровья. Оно укрепляет мысль, делает душу сильнее, постояннее, более склонною к мудрости, не позволяет ей увлекаться бессмысленными страстями и дает ей легкость и как бы крылья, на которых она может возноситься на самое небо. Через Св. Писание с нами говорит сам Бог, а слова Его дух и жизнь... (Ин. 6, 63)