Православие и современность. Электронная библиотека

Во все времена встречались люди, которые, иногда при самой жизни своей, а нередко по смерти, признавались за великих, праведных людей. А когда обратишься к сердечной исповеди этих носителей света Христова в мире, то поражаешься их искреннему, глубокому, сердечно-проникновенному сознанию своей греховности, своего бессилия, своего убожества. Если святые сознавали так ясно и больно свое ничтожество и с этим сознанием отходили к Богу, то и нам для духовного роста необходимо уклонение от зла, упражнение в добре, пост, молитва и сознание своего бессилия и ничтожества. Самодовольство и духовная самоуверенность говорят не о святости и совершенстве, но о гордости, недалекости и духовной ограниченности. Начало смирения, которое, по слову Христа Спасителя, уподобляет верующего Учителю, - есть неиссякаемый источник для сознания связанности со всем грешным и страдающим в этом мире. В своей духовной жизни христианин должен быть подобен ребенку, не задумывающемуся над своим ростом; полевой лилии, не думающей о своей красоте; птице небесной, не заботящейся о завтрашнем дне. У христианина постоянное сознание, что сам по себе он - нищ и бессилен, а должен быть святым и помогать Богу в делании Его. Верующий, по мере опытного познания немощности своей, становится чище и совершеннее. Всегда смиряется, потому что никого не видит, кто был бы хуже и ниже его; всегда кается, потому что видит ясно всю красоту, несравнимую ни с чем, Божеского пути жизни и сознает свою отдаленность от него. Всегда плачет, потому что сознает свое бессилие осушить чужие слезы...

Тайна благодатной жизни раскрывается в нашей душе. Наша жизнь соприкасается с жизнью Божественной. Чтобы находить смысл жить ради Бога, чтобы хотеть быть в Нем святым и спасенным, недостаточно верить, что Он свят и прекрасен, но надо знать, всем существом ощутить, что Он - благ, что Он - родной мне, близкий, любимый и источник любви. Евангелие определяет основной закон жизни как закон любви к Богу всем существом своим. Сам Христос для сознания верующего освятил землю, по которой прошел Своим крестным путем и на которой незримо живет в Церкви и в лице всех обездоленных...

Жизнь и смерть Господа были тем живым семенем, которое должно было произрастить плод мног - Церковь Христову, которую Он приобрел Своею Кровию. С высоты Голгофы Христу видна была даль веков, Его сердце обнимало Своею любовью все будущее человечество, и как к Голгофе устремлялись все чаяния прошлого, жившего верою в избавление, так от нее же льется свет, несущий миру любовь и тепло, до края земли и на веки. Христианин есть не только ветвь, растущая на лозе истинной; но и продолжатель в мире дела Христова, служитель Его, участник великого домостроительства. Такими были прежде всего апостолы. Проповедывали они Христа миру, готовили себе приемников и радовались, что слово Христово распространялось по земле, и верили, что Царство Божие на земле будет расти до великого дня откровения в мире славы Христовой...

Две волны, сомнения и колебания, обуревают душу людей, желающих жить согласно Христу. Первая из них несет скорби, лишения, одиночество и отверженность каждому, хотящему в мире жить согласно Христу; а вторая - бессилие всех трудов в делании на ниве Христовой, бессилие миллионов людей. И спасение от этих волн - только в надежде христианской. Без этого утешения, без надежды жизнь наша вообще немыслима. Прочтите Евангелие и весь Новый Завет, и вы встретитесь с удивительным фактом. Эти книги говорят, уча о жизни, что удел христианина в мире - подвиг и страдание, а призывают к радости; говорят о слезах, изгнании, унижении, а самих плачущих, изгнанных и униженных называют блаженными. Первые христиане страдали и изнемогали от тяжелого креста. И в то же время все радовались и славили Бога, считали свою жизнь, свое служение радостью, счастьем и благодарили Господа в каждом биении своего сердца. И не было в целом мире ничего такого, что могло бы сравниться с этой ценностью...

Кроме земли есть небо, открытое людям Христовым. Вера была тою побеждающей мир силою, которая претворяла печаль в радость, делала легким бремя Христово. Страдальцы пели восторженные гимны пред лицом смерти, и считали самые страдания в этой жизни ничтожными по сравнению с имеющим открыться блаженством в Царстве Христа Спасителя. Эта сильная вера сообщала смысл жизни и смысл страданиям в ней. Вера и надежда, споспешествуемые любовью ко Христу, укрепляют нас в постоянном сознании своего общения с Ним теперь и на веки. "Если терпим с Ним, то с Ним и царствовать будем". Вот девиз христианской жизни в мире, вот ее ласкающая надежда - "царствовать со Христом". Надежда христианская есть надежда отдаться любящему Христу. Ее психологически нельзя отделять от величайшего самоотречения ради Христа, от величайшего упования на Того же Христа. Первая требуется жизнью, второе предполагается верой во Христа, в Его победу над царством смерти и тления. Любовь всегда есть единение с любимым. Такова и любовь ко Христу. Она есть неизбежно единение с Ним, и в страдании, и в славе Его. В страдании здесь, а в славе там. Да и здесь, на земле, она делает любящего причастником вечной жизни. Она неизбежными делает страдания верующего в его единении со Христом и радование Ему, воскресшему, святому, крепкому и бессмертному. Поэтому для верующего в силу этой неразрывности любви спадают внутренние грани между жизнью и смертью. Смерти нет. Любовь, соединив человека с Богом, не может прекратиться, так как вечен Бог и бессмертна душа человека, отвечающая любовью возлюбившему ее от начала. Любящий Бога - причастник вечной жизни и блаженства в каждый истинный момент и настоящей своей жизни, среди всех скорбей и страданий. Возлюбим Бога, как любить должно. В этой любви заключается Небесное Царство, наслаждение благами вечными, удовольствие, веселие, радость, блаженство. Вернее, ничто не в состоянии будет изобразить ее; но один только опыт может в ней нас и убедить, и утвердить. К этому опыту и поспешим дружно в этот краткий срок нашей жизни.

О спасении

Просто и кратко писать трудно, но необходимо. "Мудреность" мутит голову и создает в ней неустойчивость: нет удержу пытливой мысли...

Душа требует пищи духовной, и только Слово Божие и святоотеческие творения насыщают ее. Мы вправе считать писания епископа Феофана Затворника близкими к святым Отцам. Он влечет к себе своею безыскусственной формой изложения, ясностью и небесной простотой. К нему обратим сейчас наши взоры. Из его творений, как из глубокого источника, почерпнем сладкой и живой воды, текущей в жизнь вечную. Для нас он единственный и неповторимый учитель по данному вопросу. Без него все может быть расплывчато, неясно, туманно. Всю жизнь занимал его вопрос о спасении. И нас недостойных побуждает к тому же. Да поможет великий Святитель и нам хоть кратко изложить эту главнейшую тему, волнующую человечество...

Спасение предполагает в христианине деятельную жизнь, постоянное общение с Богом и решительное, при помощи благодати Божией, исполнение святой воли Его. Ревность Богоугождения очень похожа на огонь. Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь ревности объемлет и наполняет все существо человека. Соль предохраняет от гниения, а дух ревности, проникая все существо наше, изгоняет грех, растлевающий душу и тело, и тем спасает от нравственной порчи и разложения. Мученики охотно шли на смерть оттого, что их сожигал внутренний огонь. Богоугождение ревностное есть отрадное, окрыляющее дух, шествие к Богу. Надо все делать во славу Божию, наперекор живущему в нас греху. Без ревности христианин - плохой христианин: вялый, расслабленный, безжизненный, ни тепел, ни холоден. И жизнь такая не жизнь. Жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия. Огонь ревности - это благодать Господня. Дух Божий, сходя в сердце, начинает действовать в нем вседействующею ревностию. Сила благодати проникает внутрь и восстанавливает Божественный порядок во всей его красоте.

Отвернувшийся от Бога останавливается на себе и себя ставит в основу всей своей жизни и деятельности. Имея от Бога полноту благ, но отступив от Него, он спешит чем-то себя заполнить. Образовавшаяся пустота, чрез отпадения от Бога, непрестанно вызывает в нем ничем неудовлетворимую жажду - неопределенную, но непрестанную. Словом, стал он бездонною пропастью. Весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах. Отсюда понятно, что не удается ему никогда бывать в себе, а все - вне себя, в вещах суетных. От Бога, Который есть полнота всего, отпал; сам пуст; остается только разлиться по бесконечно-разнообразным вещам и жить в них. Так, грешник вечно жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя, вне Бога, о вещах многих и разнообразных. Таким образом, характеристическая черта греховной жизни есть, при беспечности о спасении, забота о многом: многопопечительность (Лк. 10, 41).

Оттенки и отличия многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот. Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть Все, рождает заботу о многознании, разведывание, пытание, пытливость. Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть Все, производит многожелание, стремление к многообладанию или всеобладанию, чтобы все было в нашей воле, в наших руках: это любоимание. Пустота сердца, лишившегося наслаждения Единым, Который есть Все, образует жажду удовольствий многих и разнообразных, есть искание тех бесчисленных предметов, в которых надеемся найти услаждение своих чувств, внутренних и внешних. Так, грешник непрестанно в заботах о многознании, многобладании, многонаслаждении. Он услаждается, овладевает пытает. Это - круговращение, в котором кружится он весь свой век. Пытливость манит, сердце ожидает вкусить сласти и увлекает волю. У сатаны одна забота, чтобы то, чем человек весь занят, где все его сознание, внимание, сердце - было не Бог единственно и исключительно, а что-нибудь вне Его, чтобы, прилепившись к этому умом, волею и сердцем, он имел то вместо Бога, и о том только и заботился, о том разведывал, тем услаждался и обладал. Здесь не только страсти, но и ученость, художественность, житейскость могут служить путами, которыми и держит сатана ослепленных грешников в своей власти, не давая им опомниться...

Душа знает, насколько она бессильна - одна. Пусть же падает в уничижении пред Богом, пусть в сердце своем пред Ним обратит себя в ничто. Тогда вседейственная благодать из "ничто" сотворит в ней "Все". Кто, в конечном самоуничижении, предаст себя в руки Божии, тот привлекает к себе Его, сердобольного, и сильным становится Его силою. Всего ожидая от Бога и ничего от себя, надо и самому напрягаться к подвигу и по силе своей действовать, чтобы было к чему приобщиться Божественной помощи, было бы что осенить Божественной силе. Жизнь духовная есть жизнь "умная". Состоит она в переходе от мысленного Богообщения к действительному, живому, ощущаемому, являемому. В таинстве покаяния нисходит благодать ощутительно для духа, но потом скрывается от сознания. "Она поселяется в глубине ума. Благодать сначала озаряет душу своим светом так, что она может обильно ощущать его" (св. Диодох). Потом благодать скрывает себя от спасаемого и, хотя пребывает в нем и действует, но так, что тот не замечает этого и нередко считает себя оставленным от Бога и гибнущим. Потому Господь долго скрывает драгоценность этого животворного дара, чтобы мы, хотя бы и исполнили все добродетели, считали себя совершенно ничем, пока мы еще не восприняли святую любовь как постоянное настроение. "Хотя благодать и скрывает от души свое присутствие, однако же, подает ей помощь скрытым образом, дабы показать врагам, что победа принадлежит единственно душе. Поэтому-то душа бывает тогда в унынии, скорби, уничижении и даже умеренном отчаянии" (св. Диодох). Дело благодати после долгих испытаний показать свое присутствие, а там - душа от Духа радостно всыновляется. Бог Сам Себя вверяет сердцу, и человек удостаивается быть един дух с Господом. "Испытанный делается жилищем Святого Духа. Благодать озаряет все его существо в глубочайшем каком-то чувстве" (св. Диодох). Царство Божие - радость о Дусе Святе. "Свет, сияющий в человеке, так всю внутренность пронизает, что он весь, погружаясь в эту сладость в приятном чувстве находится вне себя ради преизобилующей любви и таинств им созерцаемых" (св. Макарий).

Бог привлекается или деланием и трудом, или призыванием имени Иисусова. Первое место между подвигами давали молитве Иисусовой. Она просвещает, укрепляет, оживляет, всех врагов видимых и невидимых побеждает и к Богу возводит. Она всемогущественна и вседейственна. Имя Господа Иисуса Христа - сокровище благ и жизнь в духе. Это - живой союз, жизнь в Боге, утверждение в Нем всем существом: мыслию, сердцем, волею... Сам Ты, Господи, имиже веси судьбами, устрой мое спасение. Как связанный, буду идти, куда поведешь. В этом и есть акт решительной преданности Богу. Господь видит, о чем болит сердце наше, и не только видит, но, говоря по человечески, даже чувствует эту боль. А что сделать в отношении к этой боли, то знает один Он. Поскорее только, Господи, окажи нам Свою помощь. Даруй нам спасение, иначе душа падет в изнеможении... Тебя Единого ищу. Не лиши меня Твоего благоволения, Возлюбленный души моей.