St. Demetrius of Rostov

За то, что не Богу добродетелями, а себе плотоугодием служим и греху работаем, предает нас на службу и тяжкую работу врагам наших, о которой предрекал Моисей: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» (Втор. 28, 47-48).

Обратимся же к покаянию, уцеломудримся, наказанные, пойдем следом тех людей, которые, «когда Он» (Господь) «умерщвлял их, они искали Его и скоро обращались к Богу, и вспоминали, что Бог помощник им и Бог Всевышний избавитель их» (Пс. 77, 34—35).

Если обратимся к Богу, то и Бог к нам обратится, и защитит от варварского пленения, и избавит от Своего праведного наказания, и помилует нас. Если же не обратимся... Блюдем, как бы не постигло нас сказанное у пророка Исайи: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20), ибо это говорят уста Господни.

Прилог

«В час зол блаженну мужу случилося умрети:

Обычне древу сыру при сухом горети».

От лавры святого Саввы в пятнадцати поприщах была другая лавра, называемая Хузива. При ней жил некий отшельник Иоанн со своим учеником. Ученик же его, видя каждый день в Иерусалиме от персов мятеж и скорбь, грозившие запустением, молил своего отца, говоря: «Верую, отче, то, что хочет Бог сотворить, не скроет от тебя. Скажи и мне, молю тебя, будет ли запустение граду сему?»

Но старец отвечал ему: «Не принуждай меня, чадо, кто я такой? И откуда могу это знать? Человек грешный я».

Но ученик не отступал от него со своим прошением, чтобы сказал, чему быть должно, ибо знал о его прозорливости. Тогда старец, прослезившись, сказал: «Поведаю тебе, чадо, что открыл мне Бог прежде сих пяти дней. Молясь, увидел я себя восхищенным на святое Лобное место, и народ с клиром взывающий: Господи, помилуй! Воззрев же, увидел я Господа нашего, пригвожденного на Кресте, и Пресвятую Богородицу, молящуюся о людях. Он же отвращал лицо Свое от народа, говоря: «Не послушаю их, поскольку осквернили Церковь Мою». Потом люди перешли в церковь святого Константина и там продолжали взывать: Господи, помилуй! Последовал и я в церковь с клиром и народом. Когда же пошел поклониться туда, где обретено было древо Честного Креста, увидел некий смрадный поток, текущий из церкви. Стояли там два светолепных старца, и я обратился к ним: «Не должно ли бояться Бога, не заботясь об этом потоке? Помолиться не можем от смрада. Откуда злосмрадие это исходит?» И те старцы сказали мне: «От беззакония людей этого города». Тогда я обратился к ним: «Не можете ли очистить это, чтобы мы помолились Господу?» Но они отвечали мне: «Верь, авва, только огнем очистится то, что видишь».

Рассказав это, старец заплакал и обратился к своему ученику: «Говорю тебе, чадо, повеление пришло от Бога: да отсечена будет глава моя. Много молился я, дабы не попустил этого, но поведал Господь, что сбудется сказанное».

И когда говорили и скорбели так отшельники, вдруг напали на них варвары. Ученик бежал, а старцу они отсекли голову и ушли.

Вернувшись, ученик нашел своего отца усеченным, пал на тело его, горько плакал, а затем положил его во гробах отеческих. Так, вместе с плевелами исторгнута была и пшеница.