St. Demetrius of Rostov

Но такую славу разбойнику подала сама вера, о чем рассуждая, некто обращается к нему: «Непобедимый мученик! От всецелого мирского неплодия в тебе первородное веры Христос принял; ты — Петр на кресте, Петр же во дворе Каиафове разбойником стал».

Слышим ли, что вера может? Так будем стяжать и мы ее себе в молитве нашей, чтобы смогли получить просимое.

Сам Господь наш учит нас: «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,— и будет вам» (Мк. 11, 24). И Иаков святой наставляет: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1, 5-7).

Как такую веру обретем в молитве, что все, чего ни попросим, получим? Послушаем святого Каллиста: «Рождается вера от дерзновения к Богу. Дерзновение же бывает тогда, когда кто благоугодит Богу. Но много трудов требуется, чтобы благоугождением Богу стяжал кто к Нему таковое дерзновение, дабы мог крепко веровать, чего все, что ни попросит, — получит». «Просите», — говорит Господь, — «и дано будет вам» (Мф. 7, 7). И святой Иоанн: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3, 21-22).

Прилог

«Сим была гора в реку вверженна,

В ком с делами вера сопряжений».

В Александрии Египетской был золотых дел мастер, знатный и искусный в своем деле, и некая женщина, уязвляясь к нему любовью, ибо он был очень красив, влекла его любодейными словами к беззаконию.

Смущался и он помыслами о ней, однако, будучи целомудренным и боящимся Бога, спросил ее: «Что видишь во мне такого, что подвигает тебя к любодеянию?» Она же отвечала: «Красоту очей твоих».

Услышав это, золотых дел мастер ударил себя в правый глаз орудием, что в руках держал, и проткнул его со словами: «Так говорил Господь Бог мой: «Если правый глаз твой соблазняет тебя», пронзи его, ибо лучше тебе с одним глазом войти в Царство Небесное, нежели имеющему оба глаза «быть ввергнутым в геенну» огненную» (Мф. 5, 29).

Увидев содеянное им, та женщина со страхом отбежала и пошла в свой дом, его раною избежав греха.

Был же в то время мучитель лютый, он владел Александрией, а всем Египтом, попущением Божиим, обладали сарацины, всячески томившие христиан. И умыслил мучитель таковое ухищрение. Позвав епископа, говорит ему: «Слышали, что ваш Христос заповедал вам таковую веру иметь, чтобы горы переставляли словом. Вот стоит гора всеми видимая у града сего, Адар называемая. Ныне же, если Христос, Которому служите, есть Бог и вера, которой держитесь, лучшая, как считаете, — выйдите к горе той Адар и скажите слово Господа Бога вашего, и если, послушав вас, ввергнется гора в реку Нил, к славе послужите Христу вашему, к тому же и мы уверуем. Если же нет, то все христианское богатство будет взято в цареву ризницу».

Тогда епископ отвечал: «Слово, которое ты сказал, весьма превосходит нашу немощь. Однако не ради нас, ибо все мы недостойны такового дела, но ради хулы твоей, что на Господа нашего Иисуса Христа говоришь, да будет так. Дай нам восемь дней, мы помолимся Богу, и веруем, что молитв рабов Своих Он не презрит, ибо пишется: «Желание боящихся Его исполнит, и молитву их услышит, и спасет их», ибо они уповали на Него (Пс. 144, 19)».