St. Demetrius of Rostov

Нравоучение

Все уклоняющиеся от пути правого, не хранящие завета Господнего — хромы. «Уклонились от стезей своих», — говорит псалмопевец (Пс. 17, 46). Хромы же бывают двояко: на одну ногу и на обе ноги.

На одну ногу хромы те, кто то прямо станет, то к земле приклонится. Так, они то к добродетели обращаются, то к злобе возвращаются; то встают, то опять падают и как бы двумя путями шествуют. О таких говорит Сирах: «Горе грешнику, ходящему по двум стезям» (Сир. 2, 12).

На обе же ноги хромают те, кто, однажды упав, не хотят вставать, но, увязнув в болотистой глубине и отчаявшись в своем спасении, как без ног по земле, суете сует, ползают: превратилась в персть душа их, прилепилась к земле утроба их. Или носимы бывают как бы неким насильственным греховным обычаем не туда, куда бы они хотели, но куда греховная страсть их неволит: что хотят, не делают, а что не хотят, то делают,— не они, но живущий в них грех (см. Рим. 7, 19-20).

К таковым хромцам взывает пророк Илия: «Долго ли вам хромать на оба колена?» (3 Цар. 18, 21). Таковым, дабы их ноги стали на правоту, нужно неотступно держаться церковных дверей покаяния. Ибо как дверьми в храм вступают, так же святым покаянием в общение церковное, в исправление жизни, в получение милости Божией и в прощение грехов и в небесные обители входят. Этими дверьми вошли разбойник, мытарь, блудница и блудный сын.

Подвигнемся и мы войти сквозь тесные врата покаянных трудов, пока имеем время, ибо многие потом захотят войти и не смогут. Ныне же в эти двери постучимся, взывая: «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» (Стихира великопостная). Ныне послушаем учащего нас апостола: «Укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромающее не совратилось, а лучше исправилось» (Евр. 12, 12—13).

Прилог

«Грешница, омывшая болящего нози,

Слышит свыше: прощены твои греси мнози»,

Некая именитая женщина, после смерти своего мужа собрав в свои помыслы все грехи и помянув смертный час и страшный суд, пошла к блаженному Неофиту и, поклонившись ему, сказала: «Верою пришла я к твоей святыне, честный отче, исповедать все грехи мои». Тот же не хотел ее слушать: «Невозможно мне, чадо, женским внимать деяниям».

Но она не отступала: «Отче святой, Господь Иисус Христос, истинный Бог наш, в наш облекшийся образ, не отринул пришедшую к Нему блудницу, со слезами лобызающую честные ноги Его и исповедующую Ему свои грехи, а ты отгоняешь меня, хотящую покаяться и исповедаться». Услышав это, старец сказал ей: «Если так говоришь мне, чадо, и верою пришла к моему недостоинству, пойдем в церковь и говори с сокрушенным сердцем Человеколюбцу милостивому Богу деяния свои. Послушаю и я, худой старец, оные».

Придя вместе со старцем в церковь, помолившись и поклонившись ему, стала женщина в молчании. Старец же понуждал ее, говоря: «Что это значит, чадо? С раннего утра просила ты мое смирение принять тебя, а теперь не говоришь ни слова?» Она же отвечала: «Не дерзну изречь, честный отче, ибо мучает меня неподобная мысль». Старец тогда говорит: «Напиши, да прочту хартию ту пред Господом Богом, прощающим по многой Его милости согрешения наши». Отвечала жена: «И того не могу сделать по причине премногих моих беззаконий». Тогда старец сказал: «Если и этого не можешь сделать, вот что сделаю: буду вспоминать тебе грехи, какие в житии человеческом соделываются, по одному: то ли сотворила ты или что другое?»