St. Demetrius of Rostov

The Most Holy Theotokos is a fleece watered because of Christ's incarnation, Her purity, Her mercy to us.

Christ's for the sake of the Incarnation, for "as the rain descended" from Heaven "on the fleece" (Psalm 71:6), so Christ was incarnated from the Virgin. The fleece is not damaged by the dew that descends on it, nor is virginity damaged by Christ, Who dwelt in Her. "From the seedless womb vegetated, and having preserved Yu, as if it were incorruptible" (Akathist to the Most Holy Theotokos, Ikos 7).

Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов.

Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Чтобы сбылись на Ней слова Приточника: «Все у» Нее «одеты» (Притч. 31, 21), — одеяния двойные сотворила Она. Ибо от Ее утробы исткалась плоть Христова, ставшая нам нетленным облачением: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), теплотою веры и любви нас согревающего.

Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая.

Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает Церковь в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая».

Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: «Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71, 6),— объясняет следующим образом: «Капли те — силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: «Роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19).

Поэтому, читатель, и я чудодейственные силы от образа Пресвятой Девы решил назвать росой благодати, ибо если Христовы, то и Богородичные силы — это «капли, каплющие на землю» (Пс. 71,6).

Руном орошенным именую и эту малую книжицу. Руном — ради Пресвятой Богородицы, ибо Ее преблагословенное имя эта книжица в себе содержит и на похвалу Ей написана. Орошенным же — из-за малых бесед и нравоучений, в которых слова Господни, а они уподобляются росе и дождю.

Так Он Сам через пророка Исайю говорит: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращатъ, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно» (Ис. 55, 10-11).

И Моисей во Втором завете такую составляет песнь: «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется как дождь учение мое, как роса речь моя» (Втор. 32, 1—2).

По этим причинам Пресвятая Богородица, чудотворный Ее образ, и эта книжка Руном Орошенным именуются.