Priest Oleg Davydenkow

«Яко из Того и Тем и в Нем всяческая»

(слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение:

«из (от) Отца через Сына в Духе Святом» [289].

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын — как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила [290].

Так,

«Бог есть любовь»

(1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного»

(Ин. 3, 16).

Сын есть Явление Любви, Откровение ее:

«Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего»

(1 Ин. 4, 9). Святой Дух усвояет любовь Божию человекам:

«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»

(Рим. 5, 5).

Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу» [291].

Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет логически последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец. Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет [292].

ГЛАВА III

О ТРЕТЬЕМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

В Символе веры говорится, что Сын Божий пришел в мир «нашего ради спасения». Однако прежде чем говорить о самом пришествии на землю Господа Иисуса Христа, необходимо рассмотреть вопрос о том, от чего, собственно, пришел спасти нас Сын Божий? Священное Писание говорит, что Мессия

«спасет людей Своих от грехов их»