Priest Oleg Davydenkow
Таким образом, после грехопадения между людьми устанавливаются отношения отчужденности, подозрительности и вражды.
1.3.4. Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком
В силу особого, центрального, положения человека в мире грехопадение оказалось не только его «частным делом», но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать. По словам свт. Григория Нисского, человек поставлен в центре мировоздания для того,
«чтобы земное сопревознеслось с Божественным и, чрез растворение дольнего естества с естеством премирным, единая некая благодать равночестно проходила по всей твари…» [308].
В лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати,
«вся тварь совокупно стенает и мучается доныне»
(Рим. 8, 22).
Человек был введен Богом в мир как владыка твари (Быт. 1, 28). В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая
«терния и волчцы»
(Быт. 3, 18).
1.4. Первородный грех
Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые произошли после падения в природе человека, — прежде всего смертность.
«…одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили»
(Рим. 5, 12).
«Пространный Катехизис» объясняет это тем,
«что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство» [309].
По словам сщмч. Иринея Лионского,