Priest Oleg Davydenkow
«Распяли Господа славы»
(1 Кор. 2,8).
«Мы примирились с Богом смертию Сына Его»
(Рим. 5, 10).
И, наоборот, свойства Божеские приписываются Христу как человеку:
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»
(Ин. 3, 13).
«Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба»
(1 Кор. 15, 47).
В богословии это явление получило наименование «общение свойств (communicatio idiomatum)».
Св. Иоанн Дамаскин разъясняет:
«…таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естеств передает другому свои свойства по причине тождества ипостаси…» [336].
2.5.2. Обожение человеческого естества во Христе
Человеческая природа Господа Иисуса Христа через соединение с Божеством приобщилась свойств Божественных и таким образом пребывает таинственно обоженной.
«Плоть же Господа, по причине… ипостасного… соединения с Богом Словом обогатилась божественными силами, при этом нимало не потеряв из Своих естественных свойств, ибо она совершала божественные действия не своею собственною силою, но по причине Бога Слова… Ибо и раскаленное железо жжет не потому, чтобы оно силою жжения обладало от природы, но потому, что получает такое свойство от соединения с огнем» [337].
Следует иметь в виду, что когда мы приписываем Христу Божеские свойства (всеведение, всемогущество, вездесущие и так далее), то усвояем их Христу как единому Лицу, но не Его человечеству в отдельности. Человечество Спасителя восприняло столько совершенств, сколько оно могло вместить, не превратившись в Божество, поэтому само по себе оно не может быть названо вездесущим, всемогущим и так далее
2.5.3. Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение
Господь Иисус Христос говорит о необходимости чтить Сына так же, как чтут Отца (Ин. 5, 22-23). «Сын» же есть наименование не природы, а Лица. В Православной Церкви поклонение всегда относится к Божественным Лицам, а не к безличной природе. Поскольку во Христе одно и при том Божеское Лицо, то этому Лицу, а не каждой из природ в отдельности, воздается Божеское поклонение.
Девятый анафематизм V Вселенского Собора прямо запрещает распределять поклонение между двумя природами Спасителя [338].
Поэтому для православных совершенно неприемлема римо-католическая практика поклонения «сердцу Иисусову». Понимание «сердца Иисусова» как символа любви Христовой не спасает положения. В Священном Писании мы не видим никаких следов практики поклонения Божественным свойствам, поклонение всегда обращено к Лицам Пресвятой Троицы.
2.5.4. В Господе Иисусе Христе две воли и два действования