Priest Oleg Davydenkow

«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю»

(Лк. 23, 43).

г) Добровольное принятие смерти Господом Иисусом Христом является также и необходимым условием победы над ней.

«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола»

(Евр. 2, 14).

«Единственный способ победить смерть — это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места» [364].

Грех и зло могли убить Христа, разрушив Его человечество, но они не могли Его Самого сделать злым, подчинить греху. По смерти Спасителя силы зла не смогли удержать Его, ибо не имели в Нем ничего сродного себе, на что они по праву могли бы распространить свою власть.

«…идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»

(Ин. 14, 30).

Тем самым смерть Спасителя явилась победой над смертью, и эту победу Господь, «смертию смерть поправ» [365], явил в Своем Воскресении.

2. КАКИМ ОБРАЗОМ ПОСТРАДАЛ СЫН БОЖИЙ

В Символе веры сказано, что Христос не только был распят, но и пострадал. По объяснению «Пространного Катехизиса», это сделано для того,

«дабы показать, что распятие Его было не один вид страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но подлинное страдание и смерть» [366].

Еретики докеты учили, что Христос, будучи Богом, не мог пострадать. Страдания и смерть Христа, с их точки зрения, были мнимыми, кажущимися и имели только педагогическое значение [367]. Однако в таком случае они не могли бы иметь значения искупительного. По ап. Павлу, если смерть и Воскресение Христа не совершились реально,

«то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… вы еще во грехах ваших»

(1 Кор. 14, 17).

Следует иметь в виду, что Христос

«страдал и умер не Божеством, а человечеством [368].