«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Возвращенный матери таким образом, блаженный Лука служил ей и оказывал честь и послушание. Приличествующее матери от сына, но через месяца им снова овладела непреодолимая любовь к Богу и безмолвию, заставив о обо всем позабыть и сделаться своим лишь Богу. Тог­да и мать не стала препятствовать ему, не считая это презрением к себе, потому что знала, что хотя любой сын и должен всему прочему предпочитать родителей, но Бога - даже самим родителям. Взяв благословение матери, он пошел на гору Иоаннитра. Обходя ту ее часть, что спускается к морю, он нашел храм святых бессребреников Космы и Дамиана и соорудил там отшельническую келью. Сколько браней и битв выдержал там преподобный, борясь с голодом, сном и бесчеловечными демонами, которые воюют на нас через эти страсти, никто не может ни проверить, ни поведать, по причине превосходства сего предмета. Но если и должно на немногих примерах показать подвиги преподобного, как можно описать льва по когтям, а качество воды источника по вкусу небольшого количества воды, то не будет грехом к повествованиям о его добродетелях добавить и следующие рассказы.

Один ученик преподобного не верил ему и подозревал, что преподобный лишь притворяется, что предается мо­литве и бдению, а на самом деле большую часть ночи тра­тит на сон. А подозрение это возникло у ученика потому, что преподобный не предавался по ночам изучению наук и не читал книг Священного Писания, но был якобы весьма не­вежествен. Так говорил тот ученик о преподобном. Желая проверить, так ли все на самом деле, однажды, когда дверь в келью святого была закрыта, ученик близко подошел к ней и прислонил голову, чтобы послушать, что говорит препо­добный. Простояв так до утра, он вернулся в свою келью, ис­полненный удивления и свободный от прежних помыслов неверия, которые искушали его. А узнал он, когда находился у двери преподобного, следующее, как сам об этом рассказы­вал после кончины Луки: "Я услышал, что преподобный, со­вершая коленопреклонения и касаясь лицом земли, каждый раз говорил: «Боже, милостив буди мне грешнику» (Лк. 18:13). Чем больше разогревался преподобный, тем больше поклонов полагал, до тех пор, пока не истощал все свои телесные силы и не мог уже следовать желанию духа. Тогда он падал на землю, и долгое время лежал без движения. Но и на земле он не пребывал в бездействии, не лежал просто так и не спал, но поднимал руки и воздвизал мысленные очи свои к небу, усердно возглашая: «Господи, помилуй». Дав немного отдохнуть телу, он снова вставал и молился, пока не рассветало». Таковы доказательства тайных подвигов преподобного и горячей его любви к безмолвию.

Однажды преподобный пришел к одному своему святой жизни другу, игумену монастыря. Пробыв у него три дня, он почувствовал сильное желание снова вернуться на без­молвие в свою келью. Лука стал проситься уйти, но игумен не отпускал его, потому что любил преподобного и не мог вынести разлуки с ним, ибо любовь друзей в Боге сильнее любви природной. Поскольку преподобный не соглашался остаться, желая вернуться в свою каливу, игумен, под пред­логом, что скоро большой праздник, сказал: "До каких пор ты будешь вот так, по-мужицки, противиться и более пред­почитать пустыню церковному собранию, да к тому же ско­ро всеобщий праздник, и если ты не услышишь священные слова и песнопения, то нанесешь себе величайший вред". На это богоносный Лука с обычной ему блаженной простотой отвечал: "Учитель благой, пастырь благословенный, хоро­шо ты повелеваешь, однако, какую пользу приносят чело­веку каноны, чтения и Церковное богослужение? Какова их цель? Услышав вопрос, игумен не знал, что и отвечать. Пре­подобный же, заметив его недоумение, снова с присущей ему простотой отвечал: "Учитель благой, пастырь благословен­ный, псалмопения, чтения и любая служба приводят добро­детельных в страх Божий, как ты учишь. А тому, кто усердно заботится стяжать в сердце этот страх Божий, разве нужно все то, о чем ты говоришь?" Настоятель монастыря сильно удивился услышав это, и более уже не стал удерживать преподобного, но позволил ему возвратиться в келью.

Вблизи своей каливы преподобный разбил небольшой садик, чтобы утруждать свое тело и раздавать братиям необходимое на потребу. В садике были разные деревья, он выращивал и овощи, которые каждый день раздавал приходящим к нему. Иногда, собрав плоды своего сада и нагрузив ими мула, он отвозил их в близлежащие селения. Тайно сгрузив, он оставлял плоды посередине селения и во вращался в келью. Так преподобный щедро раздавал другие плоды своих трудов.

Однако в этот садик преподобного повадились приходить олени с гор, вытаптывая копытами растения. Преподобный прогонял их иногда камнями, иногда криком, но те продол­жали приходить и вредить растениям. Однажды, увидев одного оленя, бывшего крупнее прочих, преподобный стал тихо говорить ему, как будто беседовал с человеком: "Зачем вы обижаете меня и портите плоды трудов моих, хотя я вас ничем не обидел? И я, и вы рабы одного Хозяина и Творца Бога, но я, созданный по образу Божию, имею власть над всеми Его творениями. Итак, Бог повелевает тебе, да не сой­дешь ты с этого места, где стоишь, но воспримешь достойное от Него осуждение". И в тот же миг олень упал и остался без движения. Бывшие поблизости охотники, увидев лежавшего без движения оленя, сбежались и хотели его зарезать. Это не понравилось преподобному. Он пожалел несчастного оленя и, подойдя к охотникам, кротко сказал: "Братия, вы не име­ете права убивать этого оленя, потому что вы не гонялись за ним и не трудились. Ясно, что это животное, которое упало, нуждается больше в милости и помощи". Этими словами он убедил охотников, и те не только оставили оленя, но и по­могли преподобному поднять его, после чего отпустили его на волю. Охотники же только удивлялись великому состра­данию и кротости преподобного.

Нельзя не рассказать и о следующем случае. Хотя препо­добный подвергал свое тело мучениям столькими трудами, постоянными бдениями, бесчисленными коленопреклонениями, скудной пищей, потому что вкушал только ячменный хлеб и воду, и то воздержанно, иногда ел овощи и попадавшиеся бобы, мерз зимой от холода, а летом сгорал от жары, страдал от множества вшей (я оставляю все прочие злострадания, им испытанные: ночные стояния, непрестанную молитву, одиночество, пустыню, которая обычно делает человека грубым и ожесточает его душу), он, тем не менее, никого не оскорбил, но всегда был приветлив, весел и кроток с приходившими к нему. Он предлагал им и телесную и духовную пищу, вкушая вместе с ними до тех пор, пока не насытятся, ничего не утаивая из еды, и не оставляя про запас, потому что знал, что Бог, питающий скотов и птиц, не оставит без Своего попечения тех, кто непрестанно в истине призывают Его божественное имя.

Поскольку преподобный весьма желал принять великую ангельскую монашескую схиму, то удостоился этого Божест­венным Промышлением таким образом. Двое благолепно­го вида и святой жизни престарелых монахов, по дороге в Рим проходили через те места, где жил преподобный, как будто их кто-то послал. Приняв их с большим дружелюби­ем, преподобный открыл им свое сильное желание стать великосхимником и горячо просил их постричь его. Видя, что преподобный был достойным для схимы сосудом, монахи не стали медлить, но, исполнив положенные священнодей­ствия, облачили его в этот ангельский образ с новыми, стро­жайшими обетами самоотвержения на узком и скорбном пу­ти, ведущем в жизнь. Все этому возрадовались: и Бог, и Ан­гелы, и люди. Весьма скорбел и был напуган только диавол, потому что видел нового воина Христова и истинного под­вижника, облаченного в оружие Святаго Духа и дышащего мужеством и благородством, готовящегося воевать против него еще с большим пылом, чем прежде.

Для угощения монахов, которые стали для него причи­ной великого добра, у преподобного не было ничего, кроме обычной скудной пищи. Из-за этого преподобный был весьма опечален. Но Бог, отверзающий щедрую Свою десницу насыщающий всякое животное от Своих щедрот, и здесь сотворил чудо. Когда на рассвете монахи сидели на берегу и любовались тихо плещущими волнами и видом яркого солнца, вдруг из воды выпрыгнула огромная рыба и упала прямо к их ногам, она тихо билась, как бы прося взять ее. Увидев это, монахи подивились Промыслу Божию и поблагодарили Господа, но Тот, Щедрый, как бы не довольствуясь одной рыбой, послал им еще одну. И тотчас же другая рыба, такая же как первая, выпрыгнула из воды на землю, как бы прося взять и ее, и еще больше возблагодарить Бога. Вот таким образом Бог открыл монахам, насколько велик был Лука, и они, получив от него больше пользы, чем доста­вили ему сами, ушли.

Восприяв духовное оружие великого ангельского образа и размыслив, что теперь он впервые записан воином Хри­ста и должен сражаться с диаволом, а для этого требуется совершить еще больше подвигов, чем прежде, преподоб­ный присоединял пост к посту, слезы к слезам, жил еще в большем безмолвии и проводил время в еще более теплой и протяженной молитве. За это он получил от Бога большую помощь, благодать исцелений, ведение прошедшего и буду­щего, и того, что происходит втайне в настоящем. Так, бол­гар, которые пленили почти весь Эпир, своими молитвами к Богу он предал погибели, но за много дней предсказал, что они причинят много зла. Говорил он это неясно, чтобы люди не стали прославлять его за прозорливость, ибо некоторые слышали, что он говорил: "Эллада будет захвачена, а на Пе­лопоннес пойдут войной".

Калива преподобного была построена безыскусно, но не для того, чтобы защищать его и что-то хранить в ней, пото­му что ничего, кроме собственного тела, у него не было, а для того, чтобы скрывать его подвижнические труды, о которых он не хотел, чтобы знал кто-либо, кроме Бога. Для того, что­бы всегда помнить о смерти, он выкопал в каливе глубокую яму и входил в нее, как в могилу. Улучив немного сна, он вставал и произносил слова Давида: «Предварих в безгодии и воззвах», а потом: «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118:147-148).

Какими словами возможно поведать о великом сострадании и доброте преподобного? Хотя в предыдущих рассказах мы и говорили об этих его качествах, ибо он миловал и был благодетелем не только для людей, но и для скотов, птиц, и даже ядовитых гадов. Этот присноблаженный долгое время кормил двух змей, помня о заповеди Господней, в которой говорится: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас» (Лк.6,27) и эти змеи не причиняли ему никакого вседа. Много раз кормил он и малых птиц полевых, будучи милосердным, как говорит божественный Давид: «он всякий день милует и взаймы дает» (Пс. 36: 26).

Поскольку слава о святом разошлась повсюду, однаж­ды к нему пришли два брата. После того, как преподобный принял их и они насладились беседой, братья рассказали, что отец их перед смертью закопал в землю деньги, но они не знали, где именно, поэтому и просили преподобного от­крыть им это место. Они были нищими, лишенными само­го необходимого, и что самое худшее, из-за этих денег бо­ролись друг с другом, обвиняя один другого в том, что это брат украл деньги. Услышав все это, преподобный, по своему смиренномудрию, размыслил, что на их слова не требуется даже и давать ответа, поэтому сразу же ушел. Они же, наде­ясь все же с его помощью отыскать деньги, пошли к нему во второй раз, и снова стали просить. Преподобный отказывал­ся, говоря, что не имеет такой Божественной благодати. Но так как они просили его долгое время, обещая, что не уйдут, пока он не удовлетворит их просьбу, он с трудом согласился им помочь, но сделал это искусным способом. Подобно тому, как поступает желающий скрыть то, что он знает, он сказал им: «Вы знаете то место, где отец ваш спрятал деньги (по та­кому-то и такому признаку). Зачем же напрасно приходите и покоите меня?». Услышав ответ, они тотчас же пошли на место, указанное преподобным. Там они нашли подтверж­дение его слов, и, взяв деньги, разделили их между собой, а о чуде разгласили всем бывшим там людям.

Однажды пришли к преподобному некие люди. Вслух он сказал: «К нам идет человек с тяжелым грузом». После этих слов преподобный оставил всех и ушел в гору. Слышавшие же его слова стали размышлять, кем бы мог быть тот, который идет с тяжелым грузом, и что это за груз. И вот, как и предсказывал преподобный, к ним пришел человек, но без груза. Он стал спрашивать о преподобном, говоря, что ему требуется его помощь. Люди предложили ему подождать, так как незадолго перед этим святой ушел. Человек стал ждать, говоря, что не уйдет отсюда, пока не встретиться с преподобным. Так прошло семь дней, и едва преподобный вышел из своего тайного убежища на горе и увидел челове­ка, как суровым и непривычным для его кротости голосом сказал: "Человек, чего ты пришел искать в пустыне? Для че­го оставил города и пришел сюда, в горы? Зачем ты оставил архиереев, учителей, духовников и ищешь неграмотных от­шельников? Как ты не боишься Божественного осуждения, будучи виновен в стольких грехах?" Услышав такие слова, человек тот задрожал, и от страха связался его язык так, что он не мог говорить, а только плакал. Святой продолжил: "До каких пор ты будешь молчать и не исповедуешь перед всеми свой грех, открыв беззаконное убийство, тобой совершен­ное, и хотя бы немного не умилостивишь Бога, ненавидя­щего зло?" А тот, как выяснилось убийца, понуждая себя, с прерывающимся дыханием, произнес: "Человек Божий, что ты еще хочешь узнать от меня, ибо ты уже все узнал от оби­тающей в тебе благодати, даже прежде чем я поведал тебе обо всем? Однако я подчиняюсь твоему повелению и перед всеми исповедаю сотворенное мною зло, и все присутствую­щие будут свидетелями тайного моего греха".

С этими словами он открыто исповедал свой грех, в де­талях указав место, способ и причину убийства своего това­рища, обличая и себя, и сеятеля греха - виновника всякого зла. Затем он припал к ногам преподобного и стал просить его об исправлении и избавлении от сетей вражиих. Состра­дая ему, преподобный поднял его с земли, утешил, дал совет и правило, чтобы совершал, где будет возможно. Вместе с этим он велел ему идти на могилу убитого, проливать пото­ки слез и сделать три тысячи поклонов, щедро совершая по­ложенные поминовения. Всю жизнь он должен был оплакивать свой грех, и постоянно помнить о нем. После этого, еще немного наставив его, преподобный вложил ему в ум осуждение греха и заповедал отныне показать сильное покаяние исповедать перед духовным отцом грехи, чтобы получить прощение.