«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- А как можно узнать, достиг ли ты этой любви?

- Когда человек вспоминает о Боге, тотчас же сердце проникается любовью к Нему, а из глаз его обильно текут слезы (ибо при любви свойственно проливать слезы от воспоми­нания о любимом). Тот, кто любит Бога, всегда имеет слезы, потому что у него есть причина, которая заставляет его постоянно вспоминать о Боге, так что даже во сне он беседует с Ним (ведь и тот, кто любит, так же поступает с любимым: он желает облобызать его святым лобзанием и готов за своего друга пожертвовать и самой жизнью). Он желает пребывать в одиночестве, чтобы наедине беседовать с Богом, и тогда поднимается в нем сила, которая собирает его ум, и приводит его как бы в исступление. И хотя человек помышляет о Небесном, но сладостное созерцание и частое делание неизреченной той беседы у него не пресекаются. Внешние же его чувства пребывают вне этого мира, потому что он опьянен божественной любовью и даже самую страшную смерть вменяет ни во что. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него» (Пс. 33: 9). Сказано: «вкусите», а не насыщайтесь, потому что сейчас мы ви­дим истину лишь отчасти, как бы отраженную в зеркале «гадательно» (1Кор. 13: 12), но придет время, когда нынешнее обручение и вкус благодати превратятся в совершенство на­слаждения. Это есть плоды безмолвия по Богу и частого воз­держания чрева от хлеба и воды, а также многие сознатель­ные скорби, в которых укрепляется терпение. Терпение же, в свою очередь, укрепляется нелицемерным укорением себя, а от самоукорения, как от источника, проистекают слезы по Богу, которые убеляют нас паче снега. Именно те, кто убелен таким образом, вошли в субботу и в покой, ибо истинный покой для христиан - свобода от греховных страстей и как можно более полное и действенное обитание Духа Святаго в чистом сердце, потому апостол и говорит: «Итак постара­емся войти в покой оный» (Евр. 4: и). Сию благодать плача и слез многие обрели, а потом потеряли, потому что возымели дерзновение в сердце своем, раньше времени приблизились к миру и были побеждены его лестью и удовольствиями, пострадав по справедливости. Все, приобретенное без труда, не ценится, потому и пребывает в поношении, будь то дар де­ятельный или созерцательный, ибо таковой человек думает, что снова легко приобретет его. Ум же его не наблюдает за чувствами, потому и впадает через них в грехи.

Я снова спросил преподобного:

- Авва, почему ты не рассказал о слезах, происходящих о бесовского действия?

- А разве есть необходимость говорить о бесполезном? Если же хочешь узнать, то я расскажу тебе все, что знаю. Эти слезы иначе бывают у мирских, а иначе - у монахов. Когда слезы лишаются чего-либо из благ мира сего, то они сетуют и плачут из-за любви, которую к ним имеют, а иногда плачут от опьянения. Монахи, гордящиеся своими добродетелями (хотя на самом деле они ничто) и неразумно оправдывающие себя, превозносят себя над нерадивыми монахами тем, что якобы имеют ревность по разуму, и порой обли­чают и запрещают даже святых, плача и печалясь из-за них, хотя сами достойны множества слез. Очень часто они плачут о своих грехах, но не ощущают их, потому что если бы чув­ствовали, что они тяжелее кантари (около 57 кг) свинца, тогда бы не пла­кали из-за грехов других. Такие думают, что имеют Божест­венную любовь. Когда же диавол раздувает в них надмен­ность и гордость, приводя в умиление, чтобы умертвить, и умножая их слезы, они готовы плакать, неустанно исполняя свое правило, которое ничуть не мешает бесу, но содействует ему до тех пор, пока он не ввергнет их в какое-либо прегре­шение. Счастлив тот, кто не побежден такими слезами, но сподобился насладиться рабскими слезами благодарности, и теми, что происходят от любви.

В другой раз я снова пришел к преподобному и нашел его сильно сокрушающимся и плачущим. На мой вопрос, что с ним случилось, он ответил:

- Бесы сожгли мне сердце, а я сжег их с помощью своего тела. Я чуть было не сжег себе жилы, скрепляющие члены, и не стал ползать по земле, подобно змее, как мне и подобает, если бы Бог не защитил меня.

- Ради Господа, скажи мне причину всего этого?

- Ты знаешь, что у меня есть ученик-священник, который принимает исповедь. Однажды он мне поведал, не называя имен помыслы неких сластолюбцев, и я тотчас же понял, сердце мое вместе с телом усладилось ими. Поэтому я опечалился и, разгневавшись на себя, взял угли и положил их на срамные уды. Как говорит премудрый Нил, "духовник, желающий очистить деяния исповедавшихся ему, по необходимости принимает от них некую скверну. Тот, кто беседует о плотских страстях и очищает других от скверны, сам не может остаться неоскверненным, ибо, естественно, что даже воспоминание оскверняет его ум".

С этими словами он обнажил свои уды, и я увидел страшное зрелище, потому что первое отверстие, которое он сде­лал, было так велико, что туда вмещалась рука, а другое от­верстие было поменьше, поскольку от сильной боли он упал в обморок.

Увидев такое, я спросил:

- Неужели Бог радуется этому?

- Конечно, радуется, потому что, согласно Григорию Бого­слову, человек ничем иным не может послужить Богу столь­ко, сколько злостраданием, а за человеколюбие Его - воздать слезами. Мученики - не только те, кто принял смерть за ве­ру Христову, но и те, кто умерли, исполняя заповеди Христа. К скорбным помыслам мы должны относиться без злопа­мятства и вражды, а сластолюбивым противиться и воевать на них. Но никто не сможет победить, если убоится, подобно тому как воин, если испугается смерти, то не сможет совер­шить подвиг. Как говорит святой Исаак: малая скорбь ради Бога, лучше большого дела без скорби, потому что вольной скорбью испытывается наша вера и любовь. Я же верю, ибо это истина, что мученики по своей воле предавали себя на строгание, сожжение и страдания ради любви ко Христу, сильнее которой нет ничего в этом мире. Да и Христос Сам волею пострадал за нас, потому и мы должны пострадать за себя, чтобы не лишиться Его любви, как говорит апостол: «ес­ли терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

Услышав это, я сказал: