«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- Страсть сребролюбия проявляется тогда, когда берут с радостью, а отдают с печалью. Божественный Максим го­ворит, что "для любви к деньгам существуют три причины: сластолюбие, тщеславие и неверие, которое хуже двух дру­гих. Сластолюбивый любит деньги, чтобы оплачивать ими дурные свои похоти, тщеславный - чтобы прославиться, а неверующий, чтобы приберечь их в страхе перед беднос­тью, или старостью, или болезнью, или странничеством, и более надеется на них, чем на Бога, Промыслителя даже самых малых животных. Есть еще четвертый, который эко­номит деньги, чтобы раздавать испытывающим нужду. Кто считает нужду другого своей собственной, тот никогда не лишится денег". Так что прошу вас, будьте экономны, что­бы избавиться от сластолюбия, тщеславия и неверия. Разве вы не знаете, что Бог, по домостроительству Своему, привел сюда царей и их свиту, чтобы даже они отдали нищим свои одежды? Мы же, хотя видели царей, которые так поступи­ли, не хотим отдать нищим то, что нам не принадлежит. Мы ничего не принесли в этот мир, поэтому ничего не сможем из него вынести. Как я уже сказал вам, отдайте остальные десять монет, и Бог даст вам стократную милостыню.

После того как братья отдали и эти монеты, другие нищие все еще продолжали кричать. Тогда преподобный позвал нескольких из них и сказал: "Поверьте мне, братья, больше нет денег, ибо они раздали и то, что имели от проданного рукоделия". Так нищие и ушли, благодаря святого Божия. Через несколько дней монахи стали испытывать нужду. Они пришли к преподобному и сказали:

- Где же, авва, стократная милостыня, о которой ты говорил.

- Зачем вы говорите как безумные? Я верую Христу моему, что Он пошлет нам все, что необходимо.

Через некоторое время пришел к преподобному родствен­ник царя и дал ему большой мешок с деньгами. Тогда, позвав монахов, преподобный сказал:

- Видите, маловерные, зря вы поколебались! Возьмите, перстные, то, что принадлежит земле, и, удовлетворив свои потребности, раздайте остальное нищим, чтобы и вы были помилованы, и получили благодать Господа нашего, Кото­рому слава во веки.

В селении преподобного жил один благочестивый и добро­детельный человек по имени Мелимаврас, его друг. Однаж­ды он пошел в другую местность и заночевал на постоялом дворе. Как только жена гостинника узнала, что он с родины преподобного Кирилла, да еще и его друг, то начала воскли­цать: "Слава Богу, что я обрела возможность поведать о чуде, что произошло в моем доме по праведному суду Божию, ибо если я умолчу, то не будет мне части с истиной и с Богом. Не­сколько дней назад ночевал здесь один воин, молодой воз­растом и помышлением, который не переставал поносить преподобного Кирилла. А причиной этого было, по его сло­вам, то, что он пошел поклониться преподобному, а тот не захотел его видеть. Я и мой муж долго просили его прекратить поносить святого, но тот не слушался, злился еще больше и ругался. Видя его полное бесстыдство и дерзость, не знаю как, но я сказала ему: "Человек, прекрати оскорблять авву Кирилла, потому что ты поносишь не его, а Бога, Которому служит. Весь мир провозглашает его истинным рабом Божиим, смотри не потерпит тебя Бог и поразит через Ангела Своего».Через некоторое время у воина началась страшная боль в желудке, он кричал, и не прошло и часа, как (о! чудо) все его внутренности выпали, и воин умер". Мелимаврас сказал об этом случае мне, а я посчитал достойным записать его ради Сказавшего: «Что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (Мф. 10: 27).

В возрасте девяносто лет преподобный заболел, и хотя о был измучен старостью и устал от болезни, но прежний свой подвиг не оставлял, но лежал, как адамант, как будто стра­дал кто-то другой, или как будто он был бесплотным. Пре­подобный победил господствующее чрево и достиг крайнего бесстрастия, шестьдесят лет питаясь хлебом, травой, водой да и этим понемногу. Он сам говорил: "С тех пор, как я стал монахом, то не пил воды досыта. А поскольку язык мой при­липал к гортани, то прежде чем положить хлеб в рот, я края губ смачивал одной или двумя каплями воды, чтобы можно было его проглотить". Когда царь услышал о его болезни, то пришел к нему со всей семьей. Увидев его мучения, цари­ца собственными руками стала кормить его, (еду она при­несла с собой) и дала попить немного вина. Поскольку же преподобный был уже несколько туговат на ухо, то царь ве­лел своему слуге спросить, правильно ли он поступит, если сейчас пойдет на восток, чтобы воевать с безбожными тур­ками. Немного подумав, преподобный сказал: "Ты примешь мой совет, и сейчас не пойдешь на восток, но, когда благово­лит Бог, пойдешь, и Он Сам уготовит путь твой" (ср. Мк. 1: 2). Услышав это, царь встал и, поклонившись Богу, сказал. "Аминь, да будет мне по слову твоему" (ср. Лк. 1: 38). Затем, получив его святые молитвы, царь вышел из кельи препо­добного. Увидев, что монастырская церковь разваливается, он приказал разрушить ее до основания и выстроить заново, что и было исполнено. А пророчество преподобного Бог исполнил, когда царь спустя некоторое время пошел на восток и подчинил так называемый Солимопалос.

После того, как церковь была построена, как того и хотел преподобный, он велел отдать строителям овцу. Один из них, когда ее ел, стал жаловаться, что якобы она не очень жирная и оттолкнул кусок. Прочие же строители сказали ему, что таким образом он отвергает благословение преподобного. Но та неблагодарная душа была недовольна. И тогда случилось чудо: под воздействием демона он повернулся лицом назад, упал на землю, забился в припадке, стал скрежетать зубами и испускать пену. Видя это, товарищи его прибежали к преподобному и рассказали, как было дело. Преподобный им отвечал: "Господа мои, все человеческие грехи несет Бог, но грехи ропотника и неблагодарного Он не несет и наказы­вает его". Затем он наполнил водой стакан и дал им со сло­вами: "Пойдите и вылейте ему на голову, или напоите его, и тогда, во имя Господа моего Иисуса Христа, он исцелеет". Как сказал преподобный, так они и сделали. Когда ропотник пришел в себя, он упал в ноги преподобному, благодарил его и просил прощения. Дав ему наставление, преподобный напоследок сказал: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14), и так от того часа, благодатью Божией, он исцелился.

Жил в монастыре молодой монах, племянник преподоб­ного. Поскольку же у молодых в начале много ревности, он тоже захотел подражать преподобному не только в еде и одежде, но и превзойти его; Кирилл часто советовал ему воздерживаться от всего чрезмерного и не пытаться поста­вить ногу на более высокую ступеньку духовной лестницы добродетелей, а начинать с первой, ибо так, понемногу, мож­но восходить к вершине, которая есть любовь Божия, а то, что сверх меры, - от бесов. После множества наставлений преподобный велел юному иноку следовать средним путем и вкушать один раз в день, чтобы потом не начать есть помногу раз в день, и так отсекать волю. Однако юноша отве­чал преподобному Кириллу:

- Отче, мне приличествует поститься всю неделю, а есть через день - для меня ничто.

- Брат, кто хочет сохранить истинное смирение, не должен полагаться на себя ни в чем, ибо это и есть истинное смирение. Тот же, кто не желает отсекать свою волю и постится неделю, затем, смалодушествовав от содействия бесов, доходит до того, что ест много раз в день без разбору. Это происходит с теми, кто не хочет хранить терпение и смирение, но уповают на самих себя.

А теперь настало время рассказать и о кончине преподобного. Преподобному Кириллу было тридцать лет, когда он начал подвиг, в котором провел более шестидесяти лет, при чем до девяноста трех лет у него ни разу не болели ни глаза ни зубы, ни какие-либо другие члены. В последние же три года своей жизни он иногда немного заболевал. В свои девя­носто три года преподобный был согбен от глубокой старо­сти и многолетнего подвига, из-за чего редко поднимался. Видя его в таком состоянии, враг наш диавол позавидовал, как бы он не окончил свою жизнь в старости благой. Потому послушайте, что задумал этот скверный.

Племянник царя, Иоанн Август, часто приходил к пре­подобному за благословением. Зная это и видя, что препо­добный прикован к постели, диавол показал ему в видении, что в монастыре рядом с его кельей поставлен шатер, в нем стоит кровать, застеленная красными коврами, на ней сидит Иоанн Август, а вокруг него множество слуг. После этого, как бы в продолжение видения, Август вошел в келью к пре­подобному и завел с ним беседу. И как только он заговорил, помрачился помысел преподобного, и чем больше говорил проклятый Август, тем больше помрачался ум преподобно­го, до тех пор, пока преподобный почти не сошел с ума. Ядо­витые слова диавола по попущению Божию не только это, но и большее могут сделать. Затем бес сказал преподобному: "Ты знаешь, какое благоговение я имею к тебе, поэтому хочу, чтобы в твой келье совершили литургию, и ты причастился". Преподобный, не понимая что говорит, произнес: «Вот келья, и поступай, как хочешь". Тотчас же в келье преподобного как бы видимым образом возникла Святая Трапеза, жертвенник, дискос с потиром, покровцы, и внутрь вошли как бы священники, которые начали совершать литургию. Преподобный стоял в другом углу кельи и прислушивался к тому, что произносят служащие, однако не мог понять, что они говорят. Они прочли и Апостол, и Евангелие, но из ответов,преподобный ничего не слышал, кроме "Аминь", "Аминь". Затем, когда эти нечестивые священники произнесли: «Приступите», Август из видения подошел и причастился от бесстыдства и нечестия их. Подобным же образом поступили и все, кто был с ним. Преподобный же задумался, не пойти ли и ему причаститься. Однако он не пошел, говоря самому себе: "Если есть на то воля Божия, то Август скажет мне а если нет, то кто я такой, недостойный, чтобы причас­титься". Всемилостивый Бог не презрел его смирения, но из­бавил от врагов и не попустил причаститься, ибо если бы он причастился, то полностью бы сошел с ума. Когда заверши­лась скверная их литургия, Август (который на самом деле был бес) вышел и пошел в шатер.