«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

- Где мне, недостойному, я не мог и надеяться увидеть святую главу доброго моего отца, все благодеяния которого мне не могу и перечислить, причем не только при жизни, но и по смерти.

Затем он сказал, обращаясь ко мне:

- Авва, ты слышал о чуде, которое он сотворил мне? и он стал рассказывать:

- Поднял я как-то большой якорь от своей лодки чтобы положить его внутри, и вышла у меня грыжа. Я едва добрел до дома и от сильной боли и безмерной печали желал себе смерти. Вспомнив о преподобном, я пришел в монастырь и припал к его могиле, с верой прося помиловать меня. Я взял земли с его могилы и положил на больное место, как вдруг случилось чудо. Через день я был здоров по его святым мо­литвам, так что не осталось и следа от болезни. Потому я и прославил Бога, прославляющего Своих служителей.

Однажды произошел такой случай. Некая овдовевшая жена по имени Фока плакала день и ночь по причине своего вдовства, сиротства детей и сильной бедности, и от слез поте­ряла зрение. Продолжая плакать день и ночь, она призывала смерть, чтобы избавиться от всех этих мук. Фока обратилась к врачу, но желанное зрение к ней не вернулось, она очень страдала. Но однажды ночью Фока увидела во сне женщину, скромную видом, которая ей сказала, что она сможет исце­литься только от главы преподобного. Фока тут же пришла в монастырь, и как только священник начал совершать литур­гию (о неизреченные суды Твои, Христе Царю!), святая глава преподобного Божественной благодатью пристала к глазам женщины (до этого главу положили на ее глаза сверху) и до конца литургии держалась на глазах к удивлению всех, ви­девших это чудо. После этого слепая стала понемногу про­зревать, пока к ней полностью не вернулось зрение, после чего она прославила Бога и преподобного.

Внук вышеупомянутого Мелимавраса, восемнадцати лет, однажды увидел, как к нему в нос залетела муха, и в него тотчас же вошел бес. Юноша упал на землю, стал кататься, испускать пену и скрежетать зубами. Так он мучился целы год, призывая на помощь множество святых. Не находя исцеления, он обратился за помощью к преподобному Кириллу. Его святую главу он сразу положил себе на лоб. И - о чудо! - она пристала ко лбу, а затем, под воздействием обитавшей в ней Божественной благодати, сама опустилась грудь страдальца, который с того часа исцелился.

Одного из жителей ближайшего селения к Деркису вместе с женой и детьми разбил паралич из-за действия волшеб­ства некоего злонравного человека (попущением Божиим бесы могут делать и это). Помолившись Богу, они прибегли помощи преподобного и, получив священное масло от его лавы, помазались этим маслом, после чего паралич прошел и они прославили многопетое имя Божие и данную Им пре­подобному благодать. Многие говорят, что чудеса бывают не для верующих, но для неверующих, и что нынешние хри­стиане не могут стать святыми и совершенными, из-за чего и оскудела благодать чудес. И тому находится явное доказа­тельство, ибо нет у нас христианских дел, поскольку мы не­радивы, помышляем о мирском, и потому благодать Божия не действует. Благодать же есть Дух Святый, Который не бессилен, но всесилен. Он не удаляется от нас, но присутствует везде, и проявляется, и действует по нашей вере, и по тому, как мы соблюдаем заповеди Христа, Которому подобает вся­кая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Написано преподобным Николаем Катаскепиносом)

Житие и подвиги иже во святых отца нашего Григория, епископа Ассосского, просиявшего в XII веке

Сей иже во святых отец наш Георгий происходил с ост­рова Мителена из одного селения, называемого Акорни. Его благочестивые родители Георгий и Мария долго со слезами просили Бога дать им ребенка. Господь услышал их моление и дал им божественного сего Григория, которого во Святом Крещении, как и отца, назвали Георгием. Ребенка воспиты­вали с большим усердием, обучая его священной грамоте.

В то время царь издал указ, чтобы детей знатных роди­телей отправляли во дворец, где их воспитывали в течение трех лет, а затем возвращали на родину, откуда им на смену привозили других. Потому в возрасте четырнадцати лет сей добрый Георгий был послан вместе с другими детьми во дво­рец. Царем был тогда Мануил Багрянородный. В продолже­ние трехлетнего своего обучения во дворце, благословенный Георгий не предавался, подобно прочим детям, ни суете, ни непристойным играм, ни плотским душевредным похотям, но старался не давать покоя своему телу, умерщвляя и му­чая его постами и суровым обращением. Весьма прилежно предаваясь изучению наук, он достаточно преуспел в них, имея учителем великого Агафона. Однако преподобный был старателен не только в науках, но изо всех сил старался приобрести необходимые добродетели. Даже получаемое им еженедельное пропитание он раздавал нищим, оставляя себе для еды ровно столько, сколько было необходимо для поддержания жизни в теле.

Когда детям пришло время возвращаться на родину, достохвальный Георгии, пока другие готовились к встрече с родителями, стал размышлять о непостоянстве мира и суете всго временного, и о связанных с этим смущении и заботе. Постоянно думая об этом, он мудро решил избрать тихую и безмятежную жизнь, чтобы быть свободным от попечений мира и всем существом внимать вечным и непреходящим Небесным благам, о них лишь помышлять каждый день и стараться их вкусить. Этого Небесного жительства достиг­нуть можно не иначе, как тесным и скорбным монашеским путем. Отрекшись от родины, родителей, богатства, мир­ской суеты и всяких плотских утех, он ушел из Констан­тинополя вместе со своим учителем, дивным Агафоном, и пошел на восток, в построенный его аввой монастырь. Став в нем послушником, согласно правилам монашеского жи­тия, преподобный поселился на близлежащей к монасты­рю горе, где провел три года, со всей строгостью подвизаясь во всех добродетелях. Затем, поскольку сердце его сгорало от божественной любви, он замыслил пойти в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и насладиться беседа­ми с духовными и добродетельными мужами, научиться от них строгому монашескому житию и облечься в святую ан­гельскую схиму.

Объявив о своем намерении святому Агафону, преподоб­ный понял, что тот с ним согласен. И тогда он с большим же­ланием отправился в Иерусалим. С Божией помощью придя туда, он с благоговением поклонился Святому Гробу Господ­ню и прочим святыням, а затем пошел в Иорданскую пус­тыню. Найдя там дивных подвижников, он достаточно дол­го беседовал с ними на духовные темы, общался с ними, и видел их сверхчеловеческие подвиги. Удивившись, Георгий устрашился и подумывал уже о том, чтобы совсем не пы­таться жить такой жизнью. Тогда он пошел к одному из самых добродетельных и опытных старцев и открыл ему свои помыслы. Выслушав, в свою очередь, от него все, что было необходимо, преподобный изгнал из сердца всякий страх и с надеждой на Господа предал себя этому старцу, став его послушником. Юноша был облечен им в ангельскую схиму, переименован в Григория и оставался с ним, питаясь травой той пустыни. Кто же сможет рассказать о подвижнических трудах и подвигах, которые предпринял там блаженный? Видя его подвиги, ненавистники добра, завистливые бесы разными способами начали вести против него жестокую брань. Но всуе трудились они, ибо, еще больше усилив под­виг и непрестанно с верой и слезами умоляя Господа, божест­венный Григорий, благодатью Божией, отбил все бесовские нападения. Став победителем злобных демонов, преподоб­ный облекся в хитон радости и возвысился духом, стяжав плоды Пресвятаго Духа, как говорит божественный Павел.