Archpriest Gregory Dyachenko

      6-е Следствие: искажение образа Божия.

      Эту мысль утверждают:

      а) Василий Великий: "Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа увлекая душу в страстные пожелания" (Слово о подвижниках в Твор. св. отцов, т. IX, с. 68);

      б) Макарий Великий: "Если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена, то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует; тоже испытал и Адам" (Homil. XII);

      в) Феодорит: "Он (Адам), возжелавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим" (In Paralipom. quaest. I).

      7-е следствие: изгнание из рая.

      Рай был блаженным жилищем для невинного человека и уготован был для него единственно по бесконечной благости Творца; теперь, когда человек согрешил и прогневал своего Владыку и Благодетеля, виновный соделался недостойным такого жилища и справедливо изгнан из рая: и изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от нее же взят бысть (Быт. III, 23), мысль, которую весьма часто повторяли учители Церкви.

      8-е следствие: потеря или уменьшение власти над животными

      (Православное исповедание, ч. I, ответ на вопрос 22). Власть эта основывалась на том, что человек создан был по образу Божию (Быт. I, 26); следовательно, как скоро через грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должна была ослабеть и власть его над животными. "Смотри, - говорит св. Златоуст, - пока Адам еще не согрешил, звери были рабами ему и покорными, и он, как рабам, нарек им имена; но когда он омрачил вид свой грехом, тогда звери не узнали его и рабы соделались его врагами... Пока Адам сохранял чистым свой вид, созданный по образу Божию, звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они не узнали своего господина, возненавидели его, как чужого" (Exposit. in Psalm. III, Opp. Т. V, p. 3-4, ed. Montfauc). "Впрочем, - прибавляет тот же учитель в другом месте, - хотя Адам нарушил всю заповедь и преступил весь закон, Бог лишил его не всей чести и отъял у него не всю власть, но изъял из подначальства его только тех животных, которые не очень пригодны ему для потребностей жизни, а которые необходимы и полезны и много могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужение нам".

      9-е следствие: проклятие земли в делах человека:

      проклята земля в делах твоих...; терния и волчцы возрастит тебе (Быт. II, 17, 18). "И справедливо это проклятие, - замечает св. Златоуст, - ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем, происходящим из нее; так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие ее послужило во вред благоденствию и спокойствию человека" (In Genes, homil. XVII, п. 9). (сн. Догматическое богословие Макария, т. II, с. 184-190 и другие указания в своем месте, источн.).

 

7. Что есть первородный грех?