120. Там же. Стр. 4-5.

121. Л. В. Шуванова. Люди, вы нас слышите?!!! Кн. VII. СПб., 2002. Стр. 117.

122. Л. В. Шуванова. Люди, вы слышите нас!!! Кн. I. Самиздат. Стр. 13.

123. Там же. Стр. 64.

124. Л. В. Шуванова. Люди, вы нас слышите?!!! Кн. III. Саратов, 1997. Стр. 56-57.

125. Свящ. А. Абрамов. Секта Лечение Святыми или центр Аштар. // Православная вера, № 12 / 2002 г.

126. А. Л. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2002. Стр.143.

127. Цит. по иер. Д. Александрову. Выписки из творений отцов и учителей церкви. СПб., 1907. Стр. 141.

128. Там же. Стр. 143.

 

Расколы в секте

Ещё при жизни Шувановой в секте произошло немало расколов. Многие ученики, не желая подчиняться властному лидеру, уходили и основывали свои собственные «лечебные центры». После её смерти число «раскольников» ещё более увеличилось. В одном только Саратове насчитывается два раскола, и у каждого отличительная система «вероучения», религиозная практика, руководство. Кроме «ортодоксального» или «чистого» Аштара, течения оставшегося верным идеям Л. В. Шувановой (лидер Н. Давыдова), появились так называемые «сахновцы» — последователи ученицы Шувановой, Н. М. Сахно и «исходовцы» — небольшая группа, перешедшая под крыло В. В. Кузнецовой. На данный момент количество последователей «ортодоксального Аштара» в Саратове составляет около 100 – 150 человек (и их число все более увеличивается). Число адептов Н.М. Сахно около 50-ти (хотя сама Надежда Михайловна утверждает, что к ней приходят лечиться как минимум 60 человек в день). «Исходовцев» — около 30 человек.

Рассмотрим теперь, как изменилась система вероучения Людмилы Васильевны Шувановой в течениях, отколовшихся от «официального Аштара», — у «Сахновцев» и в «центре Исход».

 

b) Вероучение Надежды Михайловны Сахно

Характеристика некоторых положений вероучения Сахно, расходящихся с догмами Шувановой

Надежда Михайловна Сахно долгое время была ученицей Шувановой и одним из ведущих «лекарей» в Саратове, пока между ней и Людмилой Васильевной не возникли серьезные разногласия по поводу дальнейшего развития вероучения. Основной проблемой спора стала личность Святейшего Патриарха Алексия II-ого. Если Шуванова оскорбляла патриарха, то Надежда Михайловна, напротив, всегда защищала Святейшего и пыталась внушить Людмиле Васильевне уважение к нему: «Когда мы с Людмилой Васильевной встречались, наш разговор всегда переходил на одну тему — личность патриарха Алексия II. Шуванова ругала его на чём свет стоит, я же пыталась его защитить. Я понимала что Алексий патриарх и к нему нельзя так обращаться». [129] В результате разногласий Сахно ушла из секты и основала свой лечебный центр. После смерти Шувановой Надежда Михайловна открыто стала заявлять, что: «Шуванова, теперь мытарь и горит в Аду». [130] Так как авторитет Сахно как лекаря был достаточно высок, многие из рядовых «аштаровцев» или поверили и перешли к ней, или, по крайней мере, были очень смущены. Так в секте «Центр Аштар» возник первый раскол на «ортодоксальных аштаровцев» и «сахновцев».

На данный момент отношения между двумя этими направлениями очень напряженные. Новый лидер «чистого» Аштара Наталья Давыдова хотя и признает Сахно как «лекаря», но к её утверждению касательно Шувановой относится как к индивидуальному заблуждению рядового лекаря: «Людмила Васильевна никак не может быть мытарем, т.к. мытарь это человек некрещеный. Взгляды Надежды Михайловны на смерть и переход в другое измерение Людмилы Васильевны, как на гибель и попадание в Ад — ошибочны и являются личным её заблуждением». [131]

Течение Н. М. Сахно из всех трёх направлений, существующих в Аштаре на территории г. Саратова, на сегодняшний день ближе всех прилегает к Православию. На собраниях, которые устраивает Надежда Михайловна, её последователи смотрят православные фильмы и передачи, зачитывают фрагменты из православной литературы, нигде ни от кого не услышишь плохого слова о патриархе, но на этом вся «православность» Надежды Михайловны и заканчивается. В остальном её система вероучения полностью дублирует систему Шувановой за исключением нескольких моментов. Так, только в центре Н. М. Сахно Святые живут на других планетах, но живут не на «физическом» уровне, как утверждала Шуванова, а на «атомо-молекулярном». Это утверждение Сахно никак не согласуется со словами Людмилы Васильевны: «Святые сказали, что их планета в 10 раз больше нашей… Население большое… У Святых на планете нет метро, нет зданий выше 3-х этажей. Самое высокое здание — церковь — самое красивое. Архитектура непередаваемой красоты. Настоящие деревья и листья». [132]

«Освящение» любого недвижимого предмета длится 30 минут, в течение которых вещью нельзя пользоваться. Только Надежда Михайловна учит о том, какую молитву надо читать «Святым» во время работы: «Святые, убирайте конкурентов и сделайте так, чтобы начальство не видело моих недостатков» [133] и при выборе «спутника жизни»: «Если вам кто-то понравился и вы хотите с этим человеком вступить в какие-то отношения, то спросите об этом у Святых следующим образом. Встаньте, ноги вместе и задайте вопрос. Если качнётесь, то, да можно с этим человеком встречаться, если нет, вам лучше с ним расстаться». [134]

По учению Сахно от человека вообще ничего не зависит, он может сам не принимать никаких решений, ему только следует попросить «Святых» и они всё сделают за него. Таким образом, у человека отбирается самое главное его достоинство – свободная воля и он превращается в послушного робота, в марионетку, которой управляют «Святые». Кроме всего вышеперечисленного, очень важно отметить, что, несмотря на то что Надежда Михайловна с уважением относится к Святейшему Патриарху всея Руси Алексию II, обычное священство она, так же как и Шуванова, не признает: «Когда из храма вышел священник, он, перекрестившись, развернулся и пойдя в противоположную от церкви сторону, плюнул на землю. Я не вытерпела и крикнула на него: «Сука, что же ты делаешь, ты же поп, тебе нельзя на землю плевать». [135]

Таким образом, можно сделать вывод, что вероучение Надежды Михайловны Сахно несмотря на то, что она покинула «Центр Аштар», практически не изменилось.

Сахно, так же, как и Шуванову, характеризует такой же властный характер, критический тон, поведение: «Я человек взрывной, могу, если захочу и матом послать». [136]