«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Однажды во время дискуссии по проблемам нарциссизма, состоявшейся в рамках Всемирно­го экономического форума, ассистент профессо­ра психиатрической клиники Йельского универ­ситета доктор Банди Ксенобия Ли зачитала из медицинского справочника Diagnostic Statistical Manual информацию об основных клинических проявлениях нарциссизма у человека. Лицо, страдающее этим недугом, обычно ощущает «ис­ключительную важность собственной персоны, преувеличивает свои достижения и свой талант, ожидает от общества признания своих великих, по его убеждению, заслуг, которые на самом деле незначительны». Такой человек также «по­гружен в фантазии о неограниченном успехе, власти и блеске, требует чрезмерного восхище­ния собой, испытывает ощущение, что ему по­зволено многое, проявляет надменное отноше­ние к окружающим». Что это, как не выражен­ное в современной терминологии точное свято­отеческое определение одного из проявлений самой страшной страсти — себялюбия и гордос­ти, о котором подробнее мы поговорим в главе, посвященной этой страсти. Иногда себялюбие, соединяясь в сердце человека с блудной страс­тью, порождает ужасное душевное помешатель­ство человека, где, как в змеином гнезде, пере­плетены самые отвратительные проявления сер­дечной похоти, телесного блуда и гордыни. Яр­ким примером подобного страстного характера в Священном Писании является Авессалом, сын Давида, который самолюбие, самолюбование и гордыню сделал своими кумирами и в служении им дошел до помыслов отцеубийства, прежде обагрив руки кровью своего брата.

В наше время служение своему плотскому «я», то есть крайнее самолюбие или нарциссизм, является одним из распространенных явлений44.

Украшение дома, особенно спальни, соблазнительными картинами, статуями

и другими предметами искусства

Речь здесь идет также о добровольном возбужде­нии человеком в самом себе и в окружающих блудной похоти через постоянное обращение ума и фантазии к предметам, изображающим собой сексуальные сцены.

Искусственное возбуждение похоти

Употребление наркотических средств, лекар­ственных препаратов или каких-либо предметов для возбуждения в себе похоти. К этому греху можно отнести употребление всего ассортимен­та товаров современных секс-шопов, модных ныне препаратов, «повышающих потенцию», на­чиная от пресловутой виагры и заканчивая ка­кой-нибудь гомеопатией или травяным сбором, а также «взбадривание» себя любыми наркоти­ками для «остроты и разнообразия». Несмотря на то, что все эти средства и методы блудного разжжения широко рекламируются в СМИ и печатных изданиях, нам, христианам, необходи­мо помнить и осознавать, что возбуждать в себе сексуальные инстинкты есть такой же грех, как и непосредственно незаконная половая связь. Раз­говоры о «потенции», «сексуальном удовлетво­рении» и о том, «как вести себя в постели», по сути своей оказывают на наши

___________________________________

души и тела растлевающее и соблазняющее действие, при­водя нас не только к мысленному, но и к явному падению в блудную страсть. А то, что сегодня об этом без стыда говорят повсюду, показывает лишь глубочайшее падение нашей цивилизации, которая, превысив растлением и похотью даже язычников, только приближает страшными сек­суальными грехами пришествие Антихриста.

2. Телесный блуд проявляет себя в следующих действиях:

Страстные прикосновения

Говоря современным языком, это все те много­численные прикосновения к лицам другого пола, которые мы совершаем сами или допускаем до себя. Если выше мы так подробно рассматривали блудные грехи, совершаемые лишь мысленно или органами чувств, что уж говорить о телесных проявлениях. Совершенно недопустимо обнимать­ся, сидеть на коленях, прижиматься и ходить под руку с людьми, с которыми не состоишь в родстве или в супружеских отношениях. Сегодня это тре­бование может показаться чересчур «пуританс­ким», хотя этикет и правила хорошего тона даже сегодня не рекомендуют подобного поведения, которое, хотим мы или нет, всегда расценивается другим полом как некий намек на большую бли­зость, вольно или невольно порождая целый вихрь блудных помыслов и ощущений. Особенно это касается любителей целоваться и обниматься в общественных местах, где чаще всего подобные сцены вызывают не умиление первой влюбленно­стью, а брезгливость или сексуальное возбужде­ние. Повторимся, что сегодняшняя свобода нра­вов — это не норма, а свидетельство нашего растления и нецеломудрия. Конечно, это не зна­чит, что христианин должен с возмущением реа­гировать на расслабившуюся парочку или ярост­но отпихивать сослуживца, который двусмыслен­но пошутил. Лучше постараться критически оце­нить собственное поведение, мягко уклоняться от «свободного» стиля общения, а при виде неприс­тойных сцен отвернуться и помолиться о собст­венном вразумлении, помятуя, что осуждение — грех еще более губительный для души, чем блуд. А детям с малолетства стремитесь прививать пра­вила хорошего тона, акцентируя внимание на положительных примерах человеческого благо­родства и воспитанного поведения.