«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Психосоматические болезни могут быть спровоцированы некоторой скрытой внутренней проблемой, а могут, наоборот, преследовать ка­кую-то цель. Так, например, ребенок, пережи­вая развод родителей, нередко сильно заболева­ет, пытаясь (не специально) своей болезнью удержать родителей от развода. Еще одним по­казательным примером можно считать много­численные аллергии, причина которых зачастую кроется просто в откровенной нелюбви к тому или иному предмету. Аллергия на животных не­редко оказывается связана именно с нелюбовью к животным и раздражением по поводу необхо­димости их терпеть. Вспоминается ситуация, ког­да женщина, страдающая аллергией на кошек, привязалась вдруг неожиданно к маленькому ко­тенку и по какому-то чудесному совпадению именно на эту конкретную кошку не испытывала никакой аллергии.

Диагностика психосоматических заболева­ний проводится по принципу «от обратного». То есть пациент проходит всех врачей, и если у него нет предрасположенности к данному заболева­нию, его отправляют к психиатру. Бывает, физи­ческие болезни, порожденные душевными проб­лемами, приобретают очень тяжелые формы.

Конечно, никто до сих пор не вычислил тех алгоритмов, по которым душевные расстройства влияют на состояние нашего тела. Насколько вообще связана душа с телом? Этот вопрос му­чает не одно поколение ученых. Определенную связь мы прекрасно можем наблюдать в нашей повседневной жизни, в каждом своем движении: мозг отдает команду, и рука тянется к яблоку, или нога делает шаг. Можно привести и другой, бо­лее замысловатый пример: мы понервничали — участился пульс, поднялось давление и пр.

«Как невидимый магнит, душа связует ато­мы и молекулы нашего организма; стимулирует синтез белков в живых клетках; задает им про­грамму жизнедеятельности; обеспечивает обмен веществ и саморегуляцию, заживляет раны и т. д. При отделении души синтез белков моментально прекращается; тело, лишенное энергии, остыва­ет, и потерявшие связующую силу элементы его разлагаются»26. Душа как бы содержит в себе тело.

Утверждение, что большая часть наших бо­лезней происходит от нашей страстности, гре­ховности, еще проще проиллюстрировать на при­-

___________________________

мере психических заболеваний.

Если исключить случаи наследственных за­болеваний и промыслительных болезней, можно сказать, что психическое заболевание развива­ется обычно постепенно, в отличие от соматичес­ких болезней, которые могут нагрянуть в одно­часье.

Изначально в каждом человеке существует предрасположенность к тому или иному психи­ческому недугу. Предрасположенность эта опре­деляется акцентуацией (типом темперамента) личности. Акцентуация же определяет наиболее конфликтные для человека ситуации, т. е. ситуа­ции, которые вызывают наибольший внутренний дискомфорт. JB-«благополучный» период жизни среднестатистического человека подобных си­туаций происходит умеренное количество. При определенных обстоятельствах, когда ситуаций таких становится больше, чем мы в состоянии стерпеть и преодолеть, формируется невроз. Неврозами занимается психология. Но в случае, если невроз не излечивается, а продолжает раз­виваться, он нередко переходит в психоз. И пси­хозами уже занимается психиатрия: здесь часто недостаточно бывает бесед с пациентами, и по­является необходимость в медикаментах.

Попробуем рассмотреть эту схему с точки зрения Православия. Акцентуация в данном слу­чае будет означать подверженность человека тем или иным страстям и степень этой подверженно­сти. Характер человека складывается из множе­ства факторов: здесь и наследственность, и вос­питание, и среда, и, наконец, непосредственно человеческая личность, сотворенная Господом. При рождении ребенок перенимает страсти сво­их родителей (точно так же, как и многие болез­ни), затем уже в процессе воспитания получает определенные представления о добре и зле. Пси­хологи очень много внимания уделяют детским травмам, которые часто сказываются на душев­ном здоровье и внутреннем благополучии ребен­ка. В качестве реакции на детские травмы возни­кают комплексы, которые в дальнейшем во мно­гом предопределяют поведение человека. Возь­мем бытовую ситуацию: ребенок страдает от недостатка внимания и любви со стороны роди­телей. У него формируется комплекс неполно­ценности, который нередко выражается в силь­ной уязвимости, обидчивости, иногда застенчи­вости. Но если посмотреть на ситуацию под другим углом, мы поймем, что обидчивость и застенчивость нашего пациента всего лишь одно из проявлений обостренного самолюбия, того же самого самолюбия, которое говорило в роди­телях ребенка, обращавших на себя и на свои дела значительно больше внимания, чем на свое чадо. То есть детские травмы нередко являются своеобразным возведением в квадрат страстей, полученных ребенком по наследству. Маленький человечек, видя поведение своих родителей, ста­рается подражать им и тем самым укрепляется в своей наследственной предрасположенности к дурному.

Любой внутренний конфликт — это разрыв между желаемым и действительным. Так, ма­ленький ребенок, унаследовав от родителей страсть тщеславия, жаждет проявлений любви и ласки, но получает вместо этого холодное равно­душие. Конфликт этот может со временем пере: расти в невроз, а потом и в психоз.

Психическая болезнь развивается постепен­но, проходя различные стадии. В большинстве случаев психических заболеваний недуг возмож­но предотвратить. Тем не менее далеко не всегда человек видит необходимость бороться с подсту­пающей болезнью. Наиболее показательна в этом смысле истерия. На бытовом уровне истерия часто встречается не как болезнь, а как опреде­ленный стиль поведения, для которого характер­ны сильная эмоциональность, театральность, са­молюбование. Истеричные женщины часто ведут себя неестественно, сильно преувеличивая свои чувства, всячески демонстрируя окружающим разные стороны своей натуры. Для истериков характерна частая смена настроений, резкие пе­реходы от бурного веселья к слезам или, напро­тив, к сумрачному молчанию. Истерик очень остро переживает отсутствие внимания и пыта­ется добиться его любыми средствами, нередко предпочитая негативную реакцию на свое пове­дение равнодушию. Человек такого склада за­просто может испортить окружающим праздник какой-нибудь выходкой, предпринятой для того, чтобы обратить на себя внимание. Он вызовет тем самым злость и раздражение вместо желае­мой похвалы, но в любом случае ему это будет приятнее, чем отсутствие внимания вообще.

Описание это, характеризующее больных людей, довольно легко может подойти к челове­ку, который считается совершенно здоровым. В нормальной жизненной ситуации мы стараемся бороться с истерией, называя ее часто проявле­нием невоспитанности и понимая, что такое эк­зальтированное поведение утомляет окружаю­щих. Тем не менее некоторые считают свои исте­рические проявления признаком оригинальнос­ти и непосредственности и не только не стыдятся «истеричности», но, напротив, всячески культи­вируют в себе эту самую эмоциональность. Так, нередко слышишь, как женщины с гордостью рассказывают о том, что в той или иной ситуации не в состоянии были контролировать свои эмо­ции. Понятное дело, получая дополнительную подпитку, истерия развивается и в конце концов превращается в действительную и довольно опас­ную болезнь.

Если же разобраться в причинах истерии, то получится, что корень ее в тщеславии. Обурева­емый упомянутой страстью человек стремится привлечь внимание окружающих к собственной персоне и крайне огорчается, если должного внимания не получает.