«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Сам я - светский живописец, но, как православного, меня волнуют вопросы выбора тематики для своих картин. Является ли изображение антично-мифологических сюжетов их пропагандой? И насколько можно быть христианином, восхищаясь наследием классических авторов Греции и Рима? Насколько аморален жанр ню с точки зрения Церкви? Является ли любодеянием изображение обнаженного женского тела или пропагандой оного? А изображение обнаженного мужского тела, следовательно, вообще противоестественно для художника мужского пола?
А если мне позировала натурщица, то не растлеваю ли я ее в этот момент? Несет ли автор ответственность перед Богом и Церковью за возможное косвенное зло? И насколько морально показывать человека, творящего зло? В Православии, в отличие от католицизма, нет широко распространенных изображений Страстей Христовых, значит ли это, что тема жестокости физической расправы табуирована и недопустима в изобразительном виде? Или же это исключительно специфика более позднего развития российской живописной традиции?
Христианство не признает «искусства ради искусства». Оно требует, чтобы искусство служило делу нравственного совершенствования человека. Искусство должно очищать от грязи человеческую душу, а не обременять ее страстями. В православном искусстве вид обнаженного человеческого тела вообще недопустим, как недопустимо ходить нагим по улице.
В теологическом значении искусство должно возводить душу человека от земной красоты к небесной, от творения - к его Создателю. Античная - языческая - и христианская культуры имеют различные основания: первая - пантеизм, вторая - теизм. Античное искусство не знало трагедии первородного греха, поэтому для него все естественное, в том числе биологизм во всех его проявлениях, казалось эталоном красоты, по крайней мере не вызывало отрицания. Христианство открыло нам глаза на самих себя: мы увидели себя больными, но Христос дал средство - Божественную благодать, чтобы исцелить нас. В песнопениях святого Иоанна Дамаскина содержатся слова: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». Искусство должно помочь человеку просветить образ Божий в душе человека, а не заражать его бациллами греха, то есть усугублять болезнь. Православное распятие Христа чуждо западному натурализму. Здесь, прежде всего, Христос - Победитель смерти и ада. Страдания Христа нельзя свести к одной физической боли; они более глубоки. Поэтому православная икона, благоговея перед ними, избегает форм грубого биологизма. Икона - это не портретное изображение, а образ, соединенный с символом. В иконе проявляется религиозное целомудрие, которое отверг разгоряченный ум западного визионера.
О СИМВОЛИКЕ
В раннем христианстве свастика символизировала зашифрованный крест. Для чего крест надо было зашифровать? Какой смысл вкладывали в свастику нацисты и ранние христиане? Насколько мне известно, свастика берет свое начало в восточных религиях, но, может быть, не столько важен образ и символика, сколько какой смысл в это вкладывается. Какое «первозначение» было у свастики? Помогите разобраться.
В арийских религиях свастика символизировала космический огонь. Из древнеготских и скандинавских языческих pелигий нацисты взяли много символов и обрядов. Египетский иероглиф в форме креста знаменовал Солнце. Я не знаю, насколько справедлива гипотеза о том, что в раннем христианстве свастика символизировала зашифрованный крест. Но это возможно, так как во времена гонений христиане вынуждены были изображать библейские события символически. О различных формах креста вы можете узнать из энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
На иконостасе в храме, а также на иконах можно встретить изображение треугольника, внутри которого глаз. Похожий символ можно увидеть на долларе США и в масонской символике. Помогите разобраться.
Формальное сходство эмблем и изображений еще не говорит о тождественности их смысла. Треугольник, внутри которого глаз, символизирует всевидящее око, то есть всеведение Божие. Некоторые христианские символы заимствовали и присвоили себе антихристианские общины и союзы.
О СПОРТЕ
Благословите моего сына на соревнование по кеку-синкай карате-до. Ему всего 6 лет, и в эти выходные мы его отправляем на первые в его жизни соревнования. К этому решению мы пришли не сразу - очень страшно отдавать 6-летнего ребенка в чужой город на 3 дня, но мы доверяем его тренеру, который убедил нас, что все пройдет хорошо, и отпускаем его. Чем ближе четверг, тем страшнее становится - 1,5 года назад я потеряла мужа, и сын - это единственное, что у меня есть. Дайте, пожалуйста, добрый совет в дорогу.
Я могу только пожелать милости Божией для Вас и Вашего сына, а благословить ребенка на карате - я не решаюсь, так как не уверен в том, что карате не сделает его характер агрессивным.
Почему в Византии во времена императора Феодосия I и последующих императоров Олимпийские игры были запрещены как языческие, а сейчас Патриарх да. же благословляет их?