Meditation with the Gospel in Hand

At the moment when the path of rejecting sin, throwing it off like an old garment, is replaced by a struggle with sin, at first everything works out for us perfectly: quickly and effectively, through ascetic feats, we begin to remake ourselves and achieve a lot in the shortest possible time. Then we get tired, and then imperceptibly there is a substitution – we begin to fight not with the enemy that is inside us, but with the one who is outside. That is why the path of struggle was not blessed by the apostles, for Christianity it is a dead end. It was into this impasse that the Alexandrian crowd fell. Imitating the great ascetics of the Thebaid, she took the path of struggle, but quickly strayed in search of enemies. It is always a little dangerous to fight with rich people, because they have power in their hands, and also because the crowd usually has an almost biological sense of respect for wealth, for there is always a hope of getting some handout from rich people. Scientists are another matter. They have always been despised by the crowd, and the pagan crowd in Hellenistic Alexandria of the second century was no less hostile to them than the supposedly Christian crowd that tore Hypatia to pieces. Her death was a triumph of simple lack of culture. The same triumph of lack of culture was the bonfires of books of spiritual content, which flared up in the 20s of our century in the courtyards of closed seminaries and theological schools throughout Russia. The organizers of these auto-da-fés, and this is very important to understand and remember, were obsessed not only and not so much with the idea of fighting religion – no, they simply gave vent to their hatred of culture, education, and educated people. It hurts when pagans are obsessed with this hatred, such as the Bolsheviks were in the 1920s, or the red-cheeked Athenian boys who cackled over Euripides (remember Gumilev?) in the fifth century B.C. But it hurts a thousand times more when we, Christians, burn with the same hatred. Breaking an old TV in the garbage, burning Nicholas Roerich's books, denouncing those who perform Bach and Chopin, declaring that we do not need fiction, etc.

***

Важно не забывать, что тех мучеников, которые теперь нами благоговейно почитаются как святые, лишало жизни государство на вполне законном, с его точки зрения, основании, по решению суда. Разумеется, это государство было языческим и боролось с христианами как с врагом, но все-таки согласно законам. Народ при этом либо просто безмолвствовал, либо (и это как раз в большинстве случаев) был на стороне мучеников. Вообще народ всегда на стороне того, кого преследует и сажает в тюрьму государство (за исключением советской страны, где народ всегда был против тех, кто сидит в тюрьме, и вставал в оппозицию к государству, как только оно объявляло амнистию).

Но Ипатию растерзал именно народ! Не христианское государство, а считавший себя Церковью народ. Здесь мы вновь сталкиваемся с тем феноменом, о котором говорила мать Мария: вчерашний язычник, видя в себе и своих друзьях и единомышленниках Церковь, причем не часть Церкви, а всю ее, решает действовать, используя те методы, принципы и способы активности, которые присущи государственной власти. Это происходит, наверное, по той причине, что выросший в условиях, когда государство было обожествлено (а именно обожествлены были и СССР, и Римская империя!), человек к Церкви начинает относиться именно так, как его в школе учили относиться к государству.

***

Страшные слова «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень», мы вынесли в заголовок не случайно. Вот уже две тысячи лет церковные писатели пытаются объяснить их народу Божьему и, как правило, останавливаются на том, что речь идет здесь не о вавилонских детишках, проклятие на головки которых призывают авторы 136-го псалма, а о дурных помыслах, которые следует душить в себе прямо в зародыше, не дожидаясь, пока они окрепнут. Думается, что это благочестивое объяснение, вероятно, навеянное принципом «Opprime, dum nova sunt» («Удуши их, пока не окрепли» — из известных стихов Овидия, который действительно говорит о помыслах), не совсем верно. Здесь говорится о детях, и в библейской книге «Эсфирь» тоже говорится о реальной резне, которую устроил, придя к власти, Мордехай. Еще вчера гонимый и вызывающий наше сочувствие, сегодня он неожиданно становится гонителем сам — это какое-то страшное предупреждение для всех нас. Так не должно быть. Хотя так было с Мордехаем. Да не будет так. Хотя об этом мечтали авторы 136-го псалма. Вот о чем говорит нам Бог через эти тексты, и мы должны прислушаться к этому Его предупреждению.

Православие. Традиционная религия?

Православие называют традиционной религией Русской земли. Неверующие и далекие от Церкви, живущие без Евангелия в руках люди, которых, используя древний церковный термин, можно назвать «внешними», тем и объясняют присутствие православия в жизни сегодняшней России и свои к нему симпатии, что оно традиционно, что с ним связана наша 1000-летняя история, культура и весь уклад жизни. Иными словами — тем, что оно наше.

Речь Алексия I