The Pentateuch of Moses
1129
а 27:21 См. примеч. к Исх 28:30.
1130
б 27:21 Букв.: по (слову) уст его они должны уходить и по (слову) уст его приходить.
1131
28:5 См. примеч. к 15:4.
1132
28:7 Обычно для возлияний использовалось вино, но в данном случае евр. шехар (в Син. пер.: сикера), возможно, обозначает брагу или пиво – напиток, изготовляемый в те дни из ячменя в состоянии брожения и фиников или меда. Как вино, так и этот напиток употреблялись в определенных количествах при богослужениях, конечно, не для того, чтобы их пить (это было запрещено при служении во Святилище, см. Лев 10:9), а чтобы выливать на жертвенник как возлияние.
1133
28:11 Или: в каждое новолуние; то же в ст. 14.
1134
28:26 Праздник Недель, слав. седмиц (Лев 23:15,16; Втор 16:9), или Пятидесятница, был праздником, отмечаемым в начале жатвы пшеницы (Исх 34:22).
1135
29:3 Т.е. около 6,5 и 4,5 л соответственно.
1136
29:4 Т.е. около 2 л; то же в подобных случаях в этой главе.
1137
29:7 Или: поститься.
1138
30:3 Букв.: не должен осквернить свое слово – нарушение данного обещания было преступлением перед Богом и профанацией человеческой личности.
1139
30:14 Или: ее пост.
1140
а 31:2 В 25:16–18 уже сообщалось о том, что Моисею было дано повеление истребить мидьянитян. Теперь речь идет о военном походе против них и «отмщении Господнем», которое проявилось в уничтожении не только мужчин, но и женщин и детей. Бесстыдное и унижающее достоинство людей идолопоклонство, которому предавался этот народ, определенно, было и у прочих соседних племен. На вопрос, почему такой жестокой расправе подверглись мидьянитяне, ответ, скорее всего, может быть найден в том, что они совершили коварное и успешное нападение на народ Божий, совратив его и вызвав в его рядах бесславную смерть многих тысяч. Это поставило под угрозу Божественный замысел просвещения всего человечества через избранный Им народ и, в конечном счете, сохранение самой жизни людей на земле.
1141
б 31:2 Букв.: будешь приобщен к (ушедшим) твоим сородичам.
1142
31:52 Т.е. около 190 кг.