Isagogy. Old Testament

Рублевская Троица, навеянная сказанием Бытия, символизирует предмирную Евхаристию, и, в отличие от других икон Троичного Богоявления, на ней уже нет фигуры Авраама. Свидетелем и участником трапезы духовно становится как бы сам человек, молящийся перед иконой.

Вопросы для повторения

1. В чем заключено значение Авраама как «отца верующих»?

2. Когда произошло переселение Авраама из Месопотамии?

3. Каково было первое слово Божие к Аврааму?

4. Укажите четыре основных темы, звучащие в рассказе о призвании Авраама.

5. Как именовался Бог Авраама?

6. В чем заключалась вера Авраама?

7. В чем заключалось данное ему обетование?

8. Как был ознаменован Завет с Авраамом?

9. Чем характеризуется личность Авраама в Библии?

10. В чем заключались испытания Авраама?

11. Укажите основные пункты странствия Авраама.

12. Кто был Мелхиседек?

13. Какой залог содержался в приобретении Авраамом Махпелы?

14. Какие древние законы объясняют поступки Авраама?

15. В чем смысл сказания о явлении Бога в Мамре?

16. О чем свидетельствуют судьбы Содома и Лота?

17. Почему невеста для Исаака была взята не в Ханаане?

18. В чем смысл жертвоприношения Авраама?

19. Как связана икона Рублева «Троица» с рассказом Бытия и тайной жертвы-трапезы?

Приложение к §21

1. Мусульманский рассказ об обращении Авраама

Показали мы (т. е. Бог) Аврааму царство неба и земли для того, чтобы у него было истинное познание.

Когда ночь укутала его своими тенями, он увидел звезду и закричал: «Вот владыка мой!» Звезда исчезла. И он сказал: «Я не люблю тех, кто исчезает».

Он увидел, как восходила луна, и сказал: «Вот владыка мой!» Но, когда она зашла, он воскликнул: «Если бы мой истинный Господь не направил меня, я впал бы в заблуждение!»

Он видел, как поднималось солнце, и сказал: «Вот владыка мой!» Но, когда солнце закатилось, он вскричал: «О народ мой! Я не повинен в том языческом культе, который исповедуете вы! Я обращаю лицо свое к Тому, Кто образовал небо и землю».

(Коран, VI,75–79)

2. Свидетельства о поселении семитических племен в Египте

В Бенихассане (270 км к югу от Каира) есть фреска, изображающая караван семитов-кочевников, прибывших в Египет во главе со своим шейхом Абишаром. Фреска датируется XIX веком до Р.Х. (время Авраама). Кочевники изображены смуглыми, с короткими волнистыми волосами и небольшими бородками. Все они — мужчины и женщины — одеты в яркие одежды простого покроя. Свое имущество они везут на ослах, а в дар египетскому чиновнику преподносят газелей. Египетский документ более поздней эпохи (XIV в. до Р.Х.) говорит о подобном же событии. Чиновник сообщает начальнику о бедуинах: «Они были разбиты, а город их опустошен, и пламя брошено (в их хлеб)… Земли их пустуют, они живут, как горные козы… Некоторые из этих азиатов, не зная, чем им жить, пришли (просить убежища во владениях) царя, как отцы вашего отца делали издревле… И царь отдает их в вашу власть для охраны их границ». В другом документе XIII века пограничный чиновник сообщает, что разрешил бедуинам «проход через крепость Мернептаха в Секу (Суккот) к болотам Питома (Пифома)… чтобы сохранить их жизнь и жизнь их стад во владениях царя». Таким образом, переселение Авраама, а потом и Иакова, в Египет имело множество параллелей в истории страны фараонов.

§22 Патриарх Иаков. сыны израилевы (Быт 25,19–50; 26)

1. Эпоха Иакова. В конце XVIII века до Р.Х. мощь Вавилонского царства была подорвана нашествием горцев, а в Палестину из северной Месопотамии двинулись орды аморреев и хурритов. Они владели конницей, тогда неизвестной другим народам, что помогло им закрепиться на «ничейных» землях Ханаана. Опорными пунктами пришельцев стали Шарухен и Хеврон, где их войска стали готовиться к походу дальше на юг — в Египет. Египтяне называли грозных завоевателей хека хасут, «царями иноземных стран» (греч. гиксосы). По-видимому, одновременно с ними из Двуречья пришла новая группа арамейских переселенцев во главе со своим племенным вождем Иаковом (Израилем).

Имя Иаков (в более полной форме — Иаков-эль) было тогда широко распространенным. Оно встречается и в вавилонских, и в египетских документах. Один из гиксосских царей носил имя Иаков-эр. Примечательно, что позднее в библейской истории имя Иаков исчезает вплоть до евангельских времен.

Люди Иакова, помня о своем происхождении от Авраама, твердо верили, что обетование, данное ему, распространяется и на них. С клана Иакова и начинается история израильтян, которые, по обычаю Востока, именовали себя Сынами Израилевыми — Бене-Исраэль (ср. названия других племен и этнических групп: Бене-Кедем, Бене-Лагаш, Бене-Ямин и др.).