Библейская археология/Biblical Archaeology

50. Biblical Researches in Palestine, II (1841), p. 307.

51. Mazar, 1990, р. 406.

52. ANET, p. 320.

53. A. Lemaire. House of David Restored in Moabite Inscription. Biblical Archaeology Review, 1994, 20/3, p. 30-37.

54. ANET, p. 281.

55. Я использую здесь не датировки археологов, но собственную хронологию древностей Самарии. Технические детали см.: G. Ernest Wright, «Israelite Samaria and Iron Age Chronology», BASOR 155 (October 1959), pp. 13-29.

56. ANET, p. 321.

57. В конце 1997 г. был найден острак с загадочной надписью — текстом расписки в получении трех сиклей серебра «домом Яхве» от «Ашьяху царя». Место находки острака неизвестно. Надпись можно датировать, по начертанию букв, в пределах IX—VII вв. до Р.Х. Возможно, ее следует рассматривать как первое внебиблейское упоминание о Храме Соломона. (Hershel Shanks, Three Shekels for the Lord. BAR, November/December 1997). Естественно, что странный острак, неизвестно каким образом попавший на антикварный рынок, был воспринят многими исследователями как очередная подделка. Царя по имени Ашьяху ('syhw) нет в списках царей Израиля и Иудеи, хотя не исключено, что здесь мы имеем дело с вариантом написания (с перестановкой первого и второго слогов) имени Иоаса, правившего в Самарии на рубеже IX—VIII вв. до Р.Х.

58. ANET, p. 288.

59. Siegfried H. Horn. Did Sennacherib Campaign Once or Twice Against Hezekiah? Andrews University Seminary Studies, 4, 1966, pp. 1-28; см также William H. Shea. Sennacherib's Second Palestinian Campaign. Journal of Biblical Literature, 104, 1985, pp. 401-418.

60. Kathleen M. Kenyon, Royal Cities of the Old Testament. New York: Schocken Books, 1971, pp. 24-32; Hershel Shanks. The City of David After Five Years of Digging. BAR, November/December 1985, pp. 22-38.

61. Ronny Reich, Eli Shukron. Light at the End of the Tunnel. BAR, January/February 1999.

62. Israel Exploration Journal, III (1953), pp. 137-152.

63. Геродот, I, 104-106.

64. BASOR, No. 111 (1948), pp. 24-27.

65. ANET, p. 322. Перевод, приводимый ниже, также взят из этого источника.

66. Период времени между написанием последнего (канонического) ветхозаветного текста и появлением Нового Завета, примерно с 200 г. до Р.Х. по 100 г. от Р.Х. — Прим. пер.

67. Phillipe Bruneau. Les Israelites de Delos et la juiverie delienne. Bulletin de Correspondence Hellenique, 106, 1982, pp. 465-504.

68. В Вульгате Неемия ошибочно назван священником. — Прим. пер.

69. G.R. Driver, Aramaic Documents of the Fifth Century B.C. (Oxford, 1954; abridged and revised edition, 1957).

70. ANET, p. 492.