Interpretation of the Gospel

Even earlier, at a dinner with one of the leaders of the Pharisees, Christ warned his guests against self-exaltation and at the same time said that he who exalts himself, justifies himself, will be condemned at the final Judgment and humiliated before those who humbly acknowledged themselves to be more sinful than other people and thereby humiliated themselves before them (see above, p. 590). Christ repeated the same thought now, adding that the praying publican of the parable left the temple somewhat relieved of the weight of his sins, while the proud Pharisee, although he came out self-satisfied and proud, did not receive justification and was not delivered from the humiliation that awaited him in the future.

Applying this parable to ourselves, looking into the depths of our souls, we must confess that we are often the same Pharisees of whom Christ spoke. In adversity, we murmur and say: "Why does God punish me? Surely I have no sins for which I deserve such a punishment? I am not a murderer, not a robber, not a thief; I attend the temple of God almost every Sunday and on all major feasts; I observe all the sacraments and rites of my religion; I give alms to the poor and am a member of the parish charitable society; I am not like other people; Why then dost Thou punish me thus, O Lord?" Let us be ashamed of such a resemblance and humbly repeat the words of the publican: "O God! be merciful to me, a sinner. We are all sinners and must remember that some of us will be punished more severely for a small sin than others for serious sins; that if much is given to us, much will be demanded of us.

A Conversation with a Rich Young Man and the Apostles About Wealth

All of the preceding talks had taken place on Jesus' way to Jerusalem, during the stops necessary for rest. After one of these halts, when Jesus was going out to continue His journey, someone ran up to Him, fell on his knees before Him and asked: "Good Teacher! What must I do to inherit eternal life? (Mark 10:17).

The lawyer asked Jesus the same question (see above, p. 569), boldly wishing to test Him in the knowledge of the law. But the young man who fell on his knees before Jesus really wanted to know what he had to do in order to get into the Kingdom of Heaven about which the Galilean Teacher preached.

"You call Me Teacher, therefore you address Me as a man," said Jesus, "why do you call Me good? After all, only God is good. But if you want to enter the Kingdom of Heaven and have there the bliss of eternal life, then fulfill the commandments.

The young man knew the commandments given by God through Moses, but he wanted to know if there were any others that he did not know, and therefore he asked: "What commandments should I keep?"

Jesus repeated to him the Old Testament commandments forbidding harm to one's neighbor, reminded him of the need to honor his father and mother, and ended with the commandment about love: "Thou shalt love thy neighbor as thyself" (Matt. 19:19).

"I have been fulfilling all these commandments since childhood," said the youth, "what else do I lack?"

«Если ты исполняешь все эти заповеди, то войдешь в Царство Небесное, — ответил ему Христос, — но если хочешь быть совершенным, то одного тебе недостает (Мк. 10, 21): пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21)». Как исполнял богатый юноша ветхозаветные заповеди — неизвестно; но надо полагать, что он понимал их в духе современных ему книжников и фарисеев, так как весьма опечалился, когда Христос предложил ему отказаться от любостяжания: богатство, которым он обладал, стало его кумиром; расстаться с ним он не мог, и потому, несмотря на призыв Христа следовать за Ним, ушел от Него. В душе юноши происходила борьба: хотелось обеспечить себе блаженство Вечной Жизни и, в то же время, поклоняться своему идолу — богатству; но так как то и другое несовместимы, то опечаленному богачу пришлось выбирать одно из двух, и он предпочел последнее.

Этот разговор Иисуса Христа с богатым юношей приводит к заключению, что путь к блаженству Вечной Жизни указан еще ветхозаветными заповедями, выражавшими собой вечную, неизменяемую волю Божию; чтобы удостоиться этого блаженства, надо было осмысленно исполнять их и, главное, любить ближнего своего, как самого себя. Но так как евреи исказили смысл этих заповедей, а главнейшую, о любви к ближним, совсем не поняли, считая своими ближними только евреев, то Иисусу Христу пришлось восстановить истинный смысл их, разъяснить и дополнить их. Одним из таких дополнений было указание на возможность для человека быть совершенным. Отрекись от всего, что сбивает тебя с пути к вечной жизни, отрекись от друга, который соблазняет тебя, хотя бы он был так близок и необходим тебе, как правая рука твоя или глаз твой; отрекись от всех страстей своих, которые порабощают твою волю; и если страсть любостяжания одолевает тебя, то лучше раздай нищим все, что имеешь, и не бойся кажущейся бедности, какая тебе предстоит; ты станешь богаче, чем был: ты будешь иметь сокровище на небесах!

Итак, слова Иисуса Христа — продай имение твое и раздай нищим, — сказанные юноше, которому богатство мешало войти в Царство Небесное, имеют значение условное и потому не могут считаться заповедью безусловно обязательной для всех. Если богатый человек смотрит на свое богатство не как на свою личную собственность, данную ему для наслаждений, а как на достояние Божие, данное ему лишь во временное управление, и если он управляет им согласно с волей Господина своего, то есть Бога, то он может спастись и не раздавая нищим всего имения, к которому он приставлен [64]. Но так как накопление богатства чаще всего превращается в страсть любостяжания, заглушающую голос совести и порабощающую волю, то, указывая Апостолам на пример удаляющегося юноши, Христос сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Мк. 10, 23).

Не только в Царство Небесное, но и в Царствие Божие богатому трудно войти, так как в душе его чаще всего царит не Бог, а идол любостяжания; а где царит не Бог, где не исполняется воля Божия, как царский закон, там нет и Царства Божия.

Апостолы ужаснулись, услышав эти слова Иисуса; ужаснулись они, конечно, не за себя, так как и прежде были бедны, а когда пошли за Иисусом, то оставили все, что имели; ужаснулись они за тех, кому им надлежало проповедовать Христово учение; ужаснулись за успех своей будущей проповеди. Чтобы несколько успокоить их, Иисус сказал, что трудно войти в Царство Божие не богатым вообще, а лишь надеющимся (Мк. 10, 24) на богатство свое, то есть тем из богачей, которые надеются не на Бога, а на силу, заключающуюся, по их мнению, в богатстве; которые считают себя полновластными распорядителями и хозяевами своих богатств и потому употребляют их лишь для удовлетворения своих прихотей, а не на помощь ближним; которые любят только себя, а Бога и ближних своих забыли. Удобнее корабельному канату пройти сквозь игольное ушко, чем такому самонадеянному богачу войти в Царство Божие.